Правовой статус милиции

Правовой статус, организация, численный состав милиции определяются Российской Федерацией, ее законами. Основополагающим является закон «О милиции», принятый Верховным Советом РСФСР 18 апреля 1991 года.

Значение данного закона настолько велико и многообразно, что следует дать его развернутый анализ. Естественно, такой анализ необходимо начинать с определения понятия милиции.

Надо отметить, что настоящий закон, в отличие от предшествующих, дает довольно емкое и четкое ее определение. Как представляется, в определении, которое содержится в статье 1, следует иметь в виду три ключевых момента.

Первый состоит в том, что милиция характеризуется как «система государственных органов исполнительной власти». Тем самым четко указывается место милиции в государственном механизме Российской Федерации как одном из звеньев исполнительной власти, складывающемся в федеральном масштабе в определенную систему.

Второй заключается в установлении основного предназначения милиции в государстве: «… защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств».

На наш взгляд, законодатель в данной формулировке сумел с необходимой полнотой определить основные задачи милиции, сделав акцент на защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан. О том, что это именно так, свидетельствует статья 2, специально посвященная задачам милиции.

Давая их в более развернутом виде, законодатель еще раз делает акцент на защите прав и интересов граждан. Такой подход, безусловно, отражает тенденцию на превращение милиции в один из инструментов строящегося российского правового государства.

Третьим ключевым моментом является указание на право милиции применять меры принуждения. Тот факт, что речь идет о наделении милиции правом принуждения как бы оттеняет одну грань в совокупности методов ее деятельности и предполагает возможность использования других методов, не обязательно связанных с принуждением.

Правомерность такого суждения подтверждается принципами деятельности милиции, закрепленными в статье 3 Таковыми являются: законность, гуманизм, уважение прав человека, гласность.

Существенное значение имеет также положение о том, что «милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами».

Представляется, что к числу наиболее важных норм рассматриваемого закона следует отнести норму, определяющую правовую основу деятельности милиции. Подобной нормы раньше не было в нашем законодательстве.

Особенно значимо то, что краеугольный камень правовой основы деятельности милиции составляет Конституция Российской Федерации.

Этим прежде всего определяется конституционный характер самой милиции как одного из звеньев государственного механизма. Этим также определяются правовые рамки деятельности милиции.

Таковыми являются установления основного Закона Российской Федерации. Соответствие деятельности милиции требованиям основного Закона составляет ее конституционную обязанность, закрепленную в части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, принятой референдумом 12 декабря 1993 г.

Правовую основу деятельности милиции Российской Федерации, наряду с Конституцией РФ и законом «О милиции», составляют также другие законы и иные правовые акты Российской Федерации, Конституции, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Милиция должна соблюдать в своей деятельности акты органов местного самоуправления, изданные в пределах их полномочий.

Как представляется, четкое определение правовых основ деятельности милиции — объективная необходимость, обусловленная ее качественной характеристикой как правоохранительного органа.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)