Межправительственные экономические организации

114. Это организации, членами которых являются государства и иные субъекты международного права, в том числе другие межправительственные организации.

Международное публичное право родилось и развивалось как право, регулирующее отношения между государствами, обязательными свойствами которых являются наличие собственной территории, собственного населения и суверенной власти, осуществляемой в отношении как территории, так и населения.

В XX в. появились межгосударственные организации, которым государства делегируют частично свои суверенные властные полномочия, в большей или меньшей степени воздействующие как на территории, так и на население государств-членов.

Такое делегирование властных полномочий в пользу межгосударственных организаций и служит основой наделения этих организаций функциональной, ограниченной международной правосубъектностью, лишь частично подобной неограченной универсальной международной правосубъектности государств.

Соответственно, международные учреждения, такие как неправительственные организации, параорганизации и т.д., а тем более ТНК, индивиды, не обладающие минимумом властных полномочий, не могут претендовать и на минимальную международную правосубъектность.

115. Правоспособность межправительственных организаций, а также международные привилегии и иммунитеты их, в отличие от государств, строго функциональны и обычно определяются их учредительными документами.

Соответственно субъектами МЭП могут быть лишь те международные организации, которые явно, эксплицитно наделены функциональной правосубъектностью, иначе – правоспособностью, что по существу то же самое, поскольку ни международные, ни внутринациональные организации и учреждения дееспособностью обладать не могут. Дееспособность – свойство исключительно человека, физического лица, которое всегда в конечном счете действует от имени юридических лиц, организаций, государств и т.д.

Международная правосубъектность (правоспособность) межправительственных организаций, во-первых, проявляется в их уставных, функциональных правомочиях принимать правоустановительные акты, в силу их опосредованных, полученных от государств (делегированных ими) властных свойств, в частности и касающихся нормотворчества в сфере международного экономического права.

Во-вторых, что касается правоприменительных актов публичного характера (например, поддержание международных связей), межправительственные организации также ограничены при принятии таких актов уставными полномочиями организации, а в части правоприменительных актов типа сделок межправительственные организации обычно, будучи наделены статусом юридического лица, выступают в таких сделках именно в этом качестве.

Ответы на вопросы о правомочиях конкретной организации принимать правовые акты с той или иной обязывающей (императивной, диспозитивной, рекомендательной) силой и о порядке принятия таких актов, а также о правомочиях вступать в международно-правовые или частноправовые отношения, – следует искать в учредительных актах межправительственных организаций.

116. Международные межправительственные организации могут, как и государства, пользоваться иммунитетами (но всегда – функциональными). Это вытекает из самой функциональной правосубъектности международных организаций, в корне отличающейся от государственной универсальной правосубъектности.

При этом иммунитеты обусловливаются строго потребностями организации в беспрепятственном осуществлении ее публичных, уставных полномочий и компетенции. Объем, характер и пределы таких иммунитетов определяются международными договорами. Это могут быть учредительные договоры, уставы международных организаций, в которых иммунитеты международной организации обычно определяются лишь в общем виде.

Более конкретно иммунитеты регламентируются в специальных договорах, конвенциях, заключаемых государствами-членами организаций, например, в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г.

Что касается иммунитетов межгосударственных организаций, эти иммунитеты по существу также “государственные”, ибо являются производными от иммунитетов государств – членов организации, и именно эти члены наделяют организацию (делегируют ей) свои иммунные права.

117. К началу XXI в. эффективное правовое регулирование международных торговых отношений в самом широком их понимании и в подавляющей части всего мирового торгового оборота сосредоточивается в рамках ВТО. Однако центром рассмотрения важнейших политических проблем мировой торговли действительно на универсальном уровне остается ООН.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)