Международные запретительные меры

577. Это – эмбарго, торговая блокада, бойкот. Следует отметить, что четкого формального терминологического различия между разными формами перерыва экономических отношений (эмбарго, блокада, бойкот) не существует.

Когда речь идет о запрете импорта из какой-либо страны и экспорта в нее, можно говорить о ее бойкоте. Ограничения экспорта, часто выборочно по товарам, а иногда и в целом, именуются обычно термином эмбарго. Блокада – полное пресечение торгово-экономических отношений страны, в том числе с применением и вооруженной силы. Причем все эти меры обычно определяются политическими причинами.

На практике, однако, одни и те же по существу ограничительные меры могут именоваться, в том числе в официальных актах, и эмбарго, и блокадой, и бойкотом. Последние два понятия с очевидностью означают все же более строгую форму перерыва экономических отношений.

578. Наиболее употребителен в наше время стал термин эмбарго, и наиболее обычно это все же избирательный запрет по экспорту или импорту конкретных товаров (например, оружия), или услуг, или видов межгосударственных связей (торговля, транспорт, кредиты и т.п.).

Эмбарго может применяться как в мирное, так и в военное время; как индивидуально конкретным государством, так и в порядке коллективных санкций в силу ст. 39 и 41 Устава ООН, согласно которым Совет Безопасности в случаях существования любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии может применять меры, не связанные с использованием вооруженных сил, но включающие “полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и иных средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений”.

Хотя в этой формуле не употреблено понятия “эмбарго”, по сути “полный или частичный перерыв экономических отношений”, применяемый на основе решения Совета Безопасности, может выражаться в форме и эмбарго, и блокады, и бойкота – т.е. более или менее полной изоляции государства (государств), в том числе и на уровне связей между физическими и юридическими лицами.

Применение эмбарго, блокады и бойкота без достаточных к тому оснований следует расценивать как нарушение общепризнанного международного принципа сотрудничества (jus commercii). Поэтому эти меры могут правомерно использовать либо во исполнение решений Совета Безопасности ООН, либо в порядке индивидуальных мер обеспечения национальной безопасности (ст. 51 Устава ООН).

579. Что касается эмбарго (блокады, бойкота), вводимых на основе решений Совета Безопасности, примеров накопилось немало. В том числе:

– эмбарго на поставки вооружений в ЮАР в 1977 г.;

– экономический бойкот Родезии в 1977 г.;

– экономическая блокада Ирака в 1990 г.;

– эмбарго на поставки вооружений и на воздушный транспорт в Ливию в 1992 г.

Экономические по содержанию санкции, введенные Советом Безопасности ООН в 1990 г. против Ирака, в 1992 г. – против Югославии и частичные санкции в 1992 г. – против Ливии, по существу нельзя, разумеется, относить к санкциям именно экономическим (т.е. в рамках международного экономического права или, более узко, – системы ВТО).

Эти и подобные акции, кстати, мотивируемые интересами обеспечения безопасности, – несомненно имеют сугубо политический характер, лишь выражение их (метод принуждения или кары) – экономическое. Внутринациональной условной “аналогией” могут служить денежные штрафы, налагаемые в уголовном порядке. Впрочем, где кончается экономическая политика и где начинается общая политика, не всегда можно точно определить.

В индивидуальном порядке по политическим мотивам США в 1994 г. вводили эмбарго против Кубы на импорт продуктов, содержащих кубинский сахар, и на чартерные авиарейсы. Против Кубы же еще в 1962 г. Организация Американских Государств вводила так называемый “карантин” экономического характера с политической подоплекой и т.п.

Формально такие эмбарго (бойкот и блокада) могут, что касается стран-членов ВТО, укладываться в возможности, предоставляемые ст. XX (Общие исключения) ГАТТ, либо ст. XXI (Исключения по соображениям безопасности).

580. Государства во многих случаях на практике предпочитают без ссылок на права, предоставляемые Уставом ООН, вводить эмбарго в качестве, по сути, защитной меры путем административных решений таможенных, санитарных и т.п. учреждений в порядке защиты интересов населения и охраны общественного и экономического порядка, в том числе:

  • защита здоровья (ввоз алкоголя, наркотиков, несертифицированных лекарств, недоброкачественного мяса, в частности с гормональными добавками и т.п.);
  • морально-гуманитарные причины (ввоз пушнины, добытой с употреблением мучительных средств – капканы и т.п.; порнография, оскорбительная для верующих литература и т.п.);
  • охрана экологии (запрещенные ядохимикаты и т.п.).

Такого рода эмбарго может устанавливаться на определенный срок или бессрочно (до прекращения эпидемий или эпизоотий в стране экспорта, к примеру, пищевых продуктов и т.п.). Используется также условное эмбарго, вводимое для обеспечения соблюдения иностранными экспортерами требований, предъявляемых к товарам в стране импорта, в том числе по упаковке, информативной маркировке и т.п.

581. Обычной практикой является использование эмбарго (в том числе обоснованно мотивированного) и в качестве торгово-политического инструмента для достижения торговых уступок или снятия торговых ограничений в стране-контрагенте.

Примером может служить введение в 2001 г. Россией эмбарго на ввоз куриных окорочков из США по мотивам содержания вредных для здоровья компонентов в мясе, фактически же в увязке с жесткими ограничениями на ввоз в США стального проката из России.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)