Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

Сравнительная оценка количественных и качественных характеристик преступности, ее причин и средств профилактики в разных странах показывает, что здесь много общего. Все это позволяет считать, что предупреждение преступности, устранение причин и условий, ее порождающих, становится проблемой общей, интернациональной.

В такой ситуации целесообразно во всех отношениях, в том числе и в экономическом, объединять усилия специалистов-криминологов, шире практиковать международное разделение труда в предупредительной деятельности, в исследованиях криминологических проблем, одинаково значимых в рамках международного сообщества.

Решение совместных профилактических программ осуществляется поэтапно. Среди факторов, которые учитываются при определении очередности разработки тех или иных аспектов этой комплексной проблемы, следует назвать количественные и качественные показатели, характеризующие состояние, структуру, динамику отдельных видов преступлений в сотрудничающих странах, обстоятельства, способствующие этим преступлениям, признаки сходства и различия национальных систем профилактики, экономическую целесообразность и возможность осуществления совместных профилактических мероприятий.

Обобщение опыта сотрудничества правоохранительных органов и научных учреждений стран Центральной и Восточной Европы, США, Японии в борьбе с преступностью позволяет назвать в качестве наиболее эффективных и практически осуществимых в современных условиях следующие формы сотрудничества:

взаимные консультации с целью выработки в каждой из сотрудничающих стран национальной и интернациональной стратегий в сфере профилактики правонарушений;

планирование совместных программ борьбы с наиболее опасными видами преступлений, носящих международный характер;

разработка текущих и долгосрочных программ сотрудничества в области предупреждения преступлений; обмен опытом в организации и проведении профилактических мероприятий.

Здесь, как показывает практика, наиболее достижимыми формами обмена могут быть:

  • обмен специальной литературой;
  • обмен информацией о способах совершения, сокрытия и выявления правонарушений;
  • обмен информацией о средствах нейтрализации обстоятельств, способствующих правонарушениям;
  • обмен результатами научных исследований; обмен делегациями практических и научных работников;
  • проведение международных конгрессов, семинаров, симпозиумов, коллоквиумов и т. п.

Обмену опытом способствуют и такие практикуемые меры как:

  • расширение международной специализации и кооперирования при разработке мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих правонарушениям;
  • развитие непосредственных связей между правоохранительными органами, научными организациями;
  • развитие существующих и создание новых международных правовых, экономических и других организаций, решающих задачи по общему и специальному предупреждению преступлений;
  • обмен специалистами; совместная подготовка учебников, монографий, методических пособий, сборников научных трудов и т. п.;
  • совместная подготовка информации, предложений, проектов законодательных актов;
  • взаимопомощь в подготовке кадров;
  • координация текущих и перспективных планов борьбы с правонарушениями;
  • совместное проведение научных исследований и внедрение их в практику.

Многолетний опыт развития международных контактов в борьбе с преступностью способствовал формированию довольно сложного и разностороннего институционного механизма сотрудничества при разработке и реализации общих и специальных профилактических мер.

Этот механизм сотрудничества включает в себя несколько групп организаций. Наиболее значимая из них – Организация Объединенных Наций и международные неправительственные организации по предупреждению преступности.

Из содержания статьи 1 Устава ООН вытекает, что среди прочих задач эта организация призвана обеспечить международное сотрудничество государств. Проведение в жизнь этой задачи согласно главе Х Устава ООН возложено на Экономический и Социальный Совет ООН. Этот же Совет координирует сотрудничество государств в предупреждении преступности. Проблемы борьбы с преступностью многократно обсуждались на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, на заседаниях Экономического и Социального Совета ООН, в Комитете по предупреждению преступности и борьбе с ней.

Государства-члены ООН ежегодно представляют Генеральному секретарю доклады о состоянии преступности в их странах, системе борьбы с отдельными видами преступлений. В свою очередь ООН издает специальные статистические сборники о состоянии, структуре, динамике преступности в мире, уголовной политике, особенностях национального законодательства.

Генеральная Ассамблея ООН выступает инициатором разработки международных и национальных программ борьбы с наиболее опасными и распространенными видами преступлений.

В поле ее зрения, в частности, были вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи, с экономической преступностью, проблемы наркобизнеса, отмывания денег, нажитых преступным путем, и другие. Один раз в пять лет созываются международные конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Наиболее значимые с точки зрения криминологии мероприятия, проводимые ООН, – международные конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Первый такой конгресс состоялся в Женеве в 1955 г., последующие конгрессы ООН проводились через каждые пять лет и во многом способствовали международному обмену опытом по проблемам предупреждения преступности, деятельности органов уголовной юстиции, законодательных органов, пенитенциарных учреждений.

По мере накопления опыта решения крупных криминологических проблем в рамках конгрессов их тематика становилась все более интернациональной. На повестку дня стали выдвигаться такие проблемы, как прогнозирование преступности, связь изменений преступности с экономическими и политическими процессами в мире, разрабатывались вопросы планирования борьбы с преступностью, определялись глобальные проблемы профилактики.

Так, на VI конгрессе ООН “Предупреждение преступности и качество жизни” (Каракас, Венесуэла, 1980г.) практически по-новому была поставлена проблема борьбы с преступностью. Впервые в научный оборот было введено понятие “стратегия в области предупреждения преступности”.

Оно было определено в качестве комплексной программы, направленной на предупреждение явлений и моделей поведения, являющихся социально неприемлемыми. При данной формулировке объектом предупреждения оказывается не только уголовно наказуемое деяние, но и широкий диапазон так называемого отклоняющегося поведения.

На конгрессе многие его участники сошлись во мнении, что стратегию в области предупреждения преступности следует понимать как разработку теоретических основ рационального планирования предупреждения преступности. Планирование предупреждения преступности должно осуществляться не только правоохранительными органами, но и службами здравоохранения, образования, сельского хозяйства, градостроительства.

В резолюции конгресса также подчеркивалось, что значительной неудачей попыток предупреждения преступности является то обстоятельство, что порой эту задачу, носящую комплексный характер, пытаются решить лишь посредством реализации мер уголовно правового характера и что основными причинами преступности во многих странах являются социальное неравенство, расовая и национальная дискриминация, низкий уровень жизни, безработица и неграмотность значительных слоев населения.

Основой стратегии по предупреждению преступности должно быть устранение причин и условий, ее порождающих, подчеркивалось на VI конгрессе, и меры предупреждения преступности должны разрабатываться с учетом исторических, социально-экономических и культурных особенностей жизни стран и регионов.

Конгресс ООН призвал все государства-члены ООН принять все зависящие от них меры к устранению условий жизни, унижающих достоинство человека и ведущих к совершению преступлений, включая безработицу, нищету, неграмотность, расовую и национальную дискриминацию и различные формы социального неравенства.

Предлагалось сопровождать экономическое развитие одновременным проведением в жизнь адекватных мер социального и культурного характера. На VI конгрессе ООН настаивалось, чтобы указанные меры относились ко всему населению и в первую очередь к тем группам и слоям, которые в силу своего экономического и социального положения особенно в них нуждаются.

Важно совершенствовать систему уголовной статистики и широко распространять знания о природе преступности и ее причинах, равно как и о мерах, обеспечивающих ее предупреждение на социальной основе.

Довольно подробное цитирование в настоящее время, спустя 15 лет с момента проведения конгресса, его итоговых документов отнюдь не случайно. Нетрудно заметить, что основные положения резолюции VI конгресса ООН “Тенденции в области преступности и стратегии по ее предупреждению” вследствие происшедших в нашей стране политических, экономических и социальных перемен стали для России столь же актуальными, как и для других государств-членов ООН.

Наряду с ООН и ее специализированными органами ряд крупных криминологических проблем решается в рамках международных организаций, имеющих в ООН консультативный статус. Среди этих организаций наибольший вклад в дело борьбы с преступностью вносят Международная ассоциация уголовного права (МАУП) и Международное криминологическое общество (МКО).

МАУП была основана в 1924 г. на основе Международного союза специалистов по уголовному праву, возникшего еще в 1889 г. Устав МАУП гласит, что эта организация стремится к совершенствованию законодательства и правовых институтов, обеспечивающих гуманное и эффективное правосудие.

Она осуществляет деятельность с помощью национальных групп отдельных стран. Ассоциация организует проведение международных конгрессов по проблемам уголовного права, консультирует ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации, по просьбам государственных органов отдельных стран проводит экспертизы проектов законодательных актов.

Основными задачами МАУП, как следует из Устава этой организации, являются: сотрудничество теоретиков и практиков уголовного права; изучение преступности, ее причин и средств борьбы с ней; изучение реформ уголовного права, пенитенциарной системы и уголовного процесса; изучение проблем международного уголовного права.

Ассоциация издает журнал “Международный обзор уголовного права”, публикует отчеты о международных мероприятиях, издает труды по вопросам борьбы с преступностью в мире.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)