Понятие и принципы международного морского права

Международное морское право — совокупность общепризнанных норм и принци­пов, определяющих правовое положение морских пространств и рег­ламентирующих отношения между государствами в процессе различных видов мореплавания, эксплуатации и использования морей и океанов в мирное и военное время.

К основным принципам современного международного морского права относятся следующие:

1) принцип мирного сосуществования. Статья 1 Устава ООН обязывает «поддерживать международный мир и безопасность» и «развивать дружественные отношения между нациями».

Действие этого принципа находит отражение и в деятельности ВМФ, он лежит в основе взаимоотношений между военными кораб­лями разных флагов в процессе использования ими морей и океа­нов в мирное время. Военные корабли рассматриваются в международном праве как специаль­ные органы своих государств, действующие по уполномочию верховной власти;

2) принцип уважения государственного суверенитета. Руководствуясь этим принципом, военные корабли должны строго уважать установленные государствами морские границы, ширину территориальных вод, правила плавания в них. Военные корабли одного государства не могут навязывать свою волю кораб­лям другого государства;

3) принцип равноправия государств. В силу принципа суверенного равенства и равноправия госу­дарств любые действия в лице его правомочных органов или пред­ставителей пользуются иммунитетом. Основываясь на этом принципе, военные корабли всех флагов как специальные органы своих государств обладают иммунитетом, они равноправны и в их законную деятельность недопустимо ника­кое вмешательство каких-либо органов или властей других госу­дарств;

4) принцип ненападения. В силу этого принципа военные корабли при происшест­виях в Мировом океане не должны прибегать к оружию, если нет акта вооруженной агрессии или преднамеренного нападения. В то же время при умышленном использовании противной стороной ору­жия каждый военный корабль имеет право на самооборону;

5) принцип мирного разрешения международных споров. Споры, возникающие между государствами и их органами, на­пример, военными кораблями в процессе использования ими мор­ских пространств, также подлежат разрешению мирными средст­вами;

6) принцип невмешательства во внутренние дела других госу­дарств. В силу этого принципа военные корабли одного государства не могут препятствовать законным действиям военных кораблей дру­гого государства в Мировом океане. Вступая во взаимоотношения друг с другом, военные корабли разных флагов не должны допускать действий, которые бы рассматривались как помехи действиям кораблей другого государства (например, при слежении, поиске, сопровождении).

Международное морское право, кроме общих принципов, имеет свои специфические принципы: принцип свободы открытого моря; принцип свободы мореплавания; принцип свободы воздухоплавания; принцип свободы морских промыслов; принцип свободы прокладывать кабели и трубопроводы; принцип свободы научных исследований; принцип установления территориальных вод; принцип иммунитета военных кораблей и государственных судов; принцип мирного использования морского дна и др.

Основные принципы международного морского права имеют им­перативный (обязательный) характер и их действие не может быть приостанов­лено государствами в своих взаимоотношениях. Нормы международного права формируются в результате внеш­неполитической деятельности государств.

Средством осуществления внешней политики госу­дарства является дипломатия. Командиры военных кораблей, находясь в иностранных водах или на берегу иностранного государства, часто выступают в роли дипломатов и под руководством зарубежных органов внешних сно­шений осуществляют внешнеполитические функции.

Лицами, которые под­держивают официальные международно-правовые отношения и на­ходятся за границей, являются дипломатические и консульские представители. А органами внешних сношений являются посольст­ва, миссии, представительства и консульства.

В состав посольств и миссий входят военные, военно-воздушные и военно-морские атташе. Они представляют вооруженные силы своего государства перед вооруженными силами страны пребыва­ния и призваны помогать дипломатическим представителям сове­тами и консультациями.

Военные атташе осуществляют постоянную связь между военными ведомствами обеих стран, ведут переговоры, в том числе о военных поставках, наблюдают за выполнением этих поставок, представляют свою страну на смотрах, маневрах, парадах, наблю­дают и собирают легальным путем необходимые сведения и инфор­мацию о вооруженных силах страны пребывания.

Военные атташе инструктируют военнослужащих, находящихся в заграничной командировке, которые обязаны представляться военному атташе и выполнять его распоряжения. Во время войны союзные государства обмениваются специальными военными атташе, которые состоят при главных став­ках.

При объединенных военных командованиях, создаваемых на ос­нове договоров, имеются специальные военные представители, вы­полняющие обязанности согласно действующим договорным отно­шениям. Военные атташе назначаются из числа офицеров, имеющих выс­шее образование (военное), кандидатуры которых предлагает воен­ный министр (министр обороны), сообщая фамилии Министерству иностранных дел.

Правовое положение военных атташе в разных странах различ­но. Например, в Англии, Франции и Италии они подчинены послу и работают под его руководством. В Финляндии, Греции, некоторых странах Латинской Америки они подчинены непосредственно воен­ным ведомствам, а с послами лишь консультируются. Военные ат­таше США работают под руководством посла, но все задания полу­чают непосредственно от военного министерства.

По рангу военный атташе, как правило, приравнивается к совет­нику посольства (миссии). Военные атташе пользуются дипломатическим иммуни­тетом.

Международно-правовое разграничение морских пространств распространяется: на внутренние морские воды; на территориальные воды; на международные воды (открытое море).

Внутренние морские воды — это морские пространства, входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина террито­риального моря.

К внутренним морским водам относятся: моря, воды зали­вов, губ, бухт, лиманов; портов; заливы и проливы, исторически принадлежа­щие данному государству. На внутренние воды распространяется суверенитет прибрежного го­сударства, их правовой режим определяется прибрежным государством. Мореплавание и промысел во внутренних водах разрешаются, как правило, лишь гражданам и национальным организациям са­мого прибрежного государства. Лишь в интересах международного экономического сотрудничества государство допускает в отдельные порты иностранные невоенные суда. Эти порты называются откры­тыми.

Закрытыми для захода иностранных судов являются военно-мор­ские порты и базы. Вынужденные заходы могут осуществляться в эти порты, когда иностранные суда терпят бедствие, либо тогда, когда на этих судах нахо­дятся больные, нуждающиеся в оказании стационарной медицин­ской помощи.

По специальным соглашениям и в порядке исключения иностран­ные граждане и их суда могут плавать по внутренним водам при­брежного государства. На отдельных участках внутренних морских вод могут устанавливаться районы, в которых за­прещаются постоянно или временно плавание судов, их стоянка, и морской промысел. Об установлении таких районов также объявляется в «Извещениях мореплавателям». Это так называемые запретные для плавания районы.

Для захода в порты иностранных военных кораблей установлен разрешительный или уведоми­тельный порядок, с ограничением числа кораблей и срока пребывания, кроме случаев вынужденного захода и когда на борту военного корабля находит­ся глава государства (правительства) или дипломатический пред­ставитель, аккредитованный в государстве, которому принадлежит порт, но в этом случае необходимо сделать обычное уведомление о заходе. Военный корабль освобождается от таможенного досмотра и сани­тарного контроля.

Иностранные суда и военные корабли, находясь во внутренних морских водах и портах, подчиняются законам и правилам примор­ского государства. Внутренний порядок на судне регулируется за­конами страны флага судна, и местные власти не имеют права вмешиваться в этот распорядок.

Военные корабли пользуются пол­ным иммунитетом от иностранной юрисдикции: военный корабль не может быть задержан иностранными властями или осмотрен ими, не вправе производить аресты или обыски членов эки­пажа.

Порядок схода на берег личного состава военного корабля в ино­странном порту регламентируется не иммиграционным законода­тельством прибрежного государства, а особым соглашением госу­дарственных органов при каждом заходе военного корабля, и ни­какие иммиграционные власти не вправе осуществлять контроль на борту корабля. Государства в своих водах осуществляют надзор за радио­связью, как правило, ограничивая ее использование в районах рас­положения береговых радиостанций.

В состав государственной территории включаются территориальные воды — морская поло­са определенной ширины, проходящая вдоль побережья и островов. Внешняя граница территориального моря для прибрежного государ­ства является его государственной границей на море.

Характерным признаком режима территориальных вод является свобода торгового судоходства и наличие особых правил для иност­ранного военного мореплавания, устанавливаемых прибрежным го­сударством, с признанием права всех государств осуществлять мирный проход через территориальное море. Иностранные суда при мирном проходе должны соб­людать все законы и правила, касающиеся предотвращения столкновения в море. Проход должен быть непрерывным и быстрым.

Он может включать остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связа­ны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или в целях оказания помощи лицам, судам или ле­тательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый по­рядок или безопасность прибрежного государства, если в территориаль­ном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международно­го права, воплощенных в Уставе ООН;

любые маневры или учения с оружием любого вида;

любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата (любого военного устройства);

погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фис­кальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам при­брежного государства;

любой акт преднамеренного и серьезного загряз­нения вод;

любую рыболовную деятельность; проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

лю­бой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи;

любую другую деятельность, не имеющую прямого отно­шения к проходу.

В территориальном море подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом (ст.ст. 19—20 Конвенции 1982 г.).

Пограничные войска в пределах территориальных вод по отношению к невоенным судам имеют право:

предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти воды;

предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс;

невоенные суда могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоирова­ны) в ближайший порт для выяснения обстоятельств нарушения с привлечением к ответственности.

Пограничные войска имеют право преследовать и задерживать за пределами территориальных вод судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальных водах и велось непрерывно (преследование «по горячим следам»).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)