Международное космическое право

1.Международное космическое право
2.Цель международного космического права
3.Объекты международного космического права
4.Космическое пространство

Международное космическое право – это относительно новая отрасль современного международного права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих статус космического пространства и небесных тел, правовое положение космонавтов, космических объектов, а также регулирующих деятельность государств по освоению космоса.

Цель международного космического права ‒ обеспечение и под- держание международного мира, безопасности и сотрудничества государств, защита суверенных прав государств и интересов всего человечества путем регламентации взаимоотношений субъектов международного права в космической области.

В основе международного космического права так же, как и общего международного права, лежит идея мира и мирного сосуществования государств.

Под субъектом международного космического права понимается обладатель прав и носитель обязанностей, участник международно- правовых отношений по поводу деятельности в космическом пространстве или использования космических технологий.

Основными субъектами международного космического права являются государства как носители международных прав и обязанностей, осуществляющие основной объем космической деятельности.

Вторичными субъектами международного космического права выступают созданные государствами организации и правомерно действующие в соответствии со своей компетенцией (Международная организация спутниковой связи 1968 г.).

Для участия международных организаций в космической деятельности некоторые международные договоры, в частности Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. (далее – Конвенция об ответственности 1972 г.) устанавливают следующие дополнительные условия:

  • организация должна официально заявить о принятии ею прав и обязанностей по соответствующему соглашению данной Конвенции;
  • большинство членов этой организации должны являться участниками соответствующего соглашения Конвенции об ответственности 1972 г.;
  • большинство членов этой организации должны быть участниками Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее – Договор по космосу 1967 г.);
  • организация должна осуществлять космическую деятельность.

Международное право не исключает возможности реализации космической деятельности и неправительственными организациями (юридическими лицами), но предприятия не становятся субъектами международного космического права, поскольку не вправе принимать участие в создании норм этого права. Подписываемые юридическими лицами контракты с государствами не являются международными до- говорами, представляя собой лишь соглашения гражданско-правового характера. Космическая деятельность ведется с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства, которое несет ответственность за деятельность таких юридических лиц.

Объектом международного космического права является все то, по поводу чего субъекты международного космического права вступают в международные правоотношения, т. е. материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства.

Объектами международного космического права являются:

  • космическое пространство; 
  • небесные тела;
  • космонавты; 
  • искусственные космические объекты;
  • наземные компоненты космических систем;
  • результаты практической деятельности; 
  • космическая деятельность.

Начало формирования международного космического права было положено запуском первого искусственного спутника Земли СССР в 1957 г., однако днем рождения международного космического права можно считать дату вступления в силу Договора по космосу – 10 октября 1967 г. Ему принадлежит основная роль в процессе образования норм международного космического права, т. е. он является одним из основных источников международного космического права.

В Договоре по космосу 1967 г. содержатся обязательные для применения нормы и принципы, согласно которым космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом.

К договорным источникам международного космического права также относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти соглашения специального характера основываются на общих для международного космического права принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных в соглашениях общего характера. К ним относятся: Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, за- пущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция об ответственности 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г., а также региональные и двусторонние соглашения между государствами, между государствами и международными организациями.

Несмотря на сравнительно инновационный характер космического права, в нем есть уже правовые принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. Это два основополагающих принципа:

  • принцип свободы исследования;
  • принцип свободы использования космического пространства и небесных тел.

Один из основных принципов международного космического права ‒ принцип равноправия государств. Применительно к космической деятельности этот принцип означает равенство прав всех государств как в осуществлении космической деятельности, так и решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в между- народных отношениях также распространяется на космическую деятельность государств и возникающие в этой связи взаимоотношения между ними. Это означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а все споры по всем касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.

Договор по космосу 1967 г. закрепил принцип сотрудничества государств как один из общих принципов. Целый ряд положений данного Договора вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. Например, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств, оказывать возможную помощь космонавтам других государств, информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве и т. д.

В международном космическом праве сложились следующие отраслевые принципы: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; ответственность государств за космическую деятельность; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел и др. Как отдельная отрасль международного права международное космическое право имеет ряд характерных особенностей:

  • в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат;
  • космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, морского и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; 
  • космическое пространство представляет собой особую опасность для деятельности в нем человека и в плане использования космоса в военных целях; 
  • в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств.

Космическую деятельность можно определить как деятельность человека по исследованию и использованию космического пространства, в том числе естественных небесных тел внеземного происхождения. Понятие космической деятельности связывается с деятельностью в космическом пространстве, включая операции, осуществляемые на Земле в связи с запуском космического объекта, его управлением и возвращением на Землю.

Космическое пространство – это пространство, находящееся за пределами воздушного пространства (условно на высоте свыше 110 км).

Правовой режим космического пространства заключается прежде всего в том, что оно не находится в общей собственности; на него не распространяется суверенитет какого-либо государства; космическое пространство не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения, ни путем использования или оккупации, ни любым другим способом.

Космическое пространство открыто для исследования всеми государствами; исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран независимо от степе- ни развитости и являются достоянием всего человечества.

Понятие ответственности в международном космическом праве включает:

  • международную ответственность государств за нарушение норм и принципов международного права; 
  • материальную ответственность за ущерб, причиненный в результате осуществления космической деятельности.

Законодательно ответственность государств за космическую деятельность установлена в Договоре по космосу 1967 г., где сказано, что государства-участники Договора несут международную ответственность за деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами. Кроме того, предусматривается, что если ~ 154 ~ космическая деятельность осуществляется международной организа- цией, ответственность за выполнение положений Договора несут наряду с международной организацией также и участвующие в ней государства-участники Договора.

Согласно Договору по космосу 1967 г. международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами или их составными частями на земле, в воздухе или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, несет то государство, которое выполняет или организует запуск, а также государство, с территории или установок которого производится запуск.

Ответственность возникает, когда ущерб причинен другому государству, его физическим или юридическим лицам. Ущербом может быть: падение любых космических объектов или их частей, приведшее к гибели людей, причинению им увечья, уничтожению или повреждению имущества, принадлежащего государству или его физическим и юридическим лицам как на сухопутной территории, так и в открытом море и в воздухе. Ущерб может быть причинен во время вывода космического объекта на орбиту, если траектория полета ракеты-носителя проходит через воздушное пространство, в котором находятся воздушные суда. Космический объект одного государства может причинить ущерб находящемуся на орбите объекту другого государства. Ущерб может выразиться также в создании помех космической радиосвязи и т. д.

Если ущерб причинен в результате законных действий, без наличия прямого умысла и без преднамеренного нарушения юридических норм, речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Но когда приходится сталкиваться с преднамеренным нарушением норм международного права, речь идет уже о политической ответственности одного государства перед другим или перед всем международным сообществом

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)