Международно-правовые формы многостороннего регулирования мировых рынков сырьевых товаров

348. Необходимость стабилизации мировых товарных рынков путем координации политики как производителей и экспортеров сырьевых товаров, так и их потребителей и импортеров, в частности, стабилизации резких колебаний цен, возникла и была реализована не без воздействия Великой депрессии в начале 30-х гг. XX в.

Первые международные товарные соглашения были заключены по пшенице в 1933 г. и по сахару в 1937 г.

В 50-е гг. XX в. товарные соглашения и специальные товарные группы стали интенсивно создаваться, заключаться, продлеваться и перезаключаться по множеству сырьевых товаров, в том числе с созданием организаций или рабочих групп: по какао, кофе, по каучуку и по натуральному каучуку, сахару, джуту, тропической древесине, по зерновым, по оливковому маслу, олову, хлопку, по вольфраму, по свинцу и цинку, по никелю, меди, по бананам, цитрусовым, рыбе, шкурам и коже, по мясу, по маслосеменам и жирам, по рису, чаю, жестким волокнам, по нефти.

Разумеется, каждый соответствующий товар, его производство и торговля подпадали под различного рода международное целевое регулирование.

Обобщение же цели такого регулирования можно выразить в решении проблем сбалансированного производства, потребления и нормализации международной торговли сырьем, посредством координации политики как производства, так и потребления; маркетинга; сбалансирования колебаний мировых цен, взаимоприемлемых и для экспортеров, и для импортеров.

Другим концептуальным направлением является сотрудничество стран-производителей и экспортеров в интересах в основном поддержания на достаточно высоком уровне мировых цен на тот или иной сырьевой товар.

349. Соответствующая практическая работа организационно осуществляется в различных межправительственных институционных формах:

– с участием стран-экспортеров и стран-импортеров в международных товарных организациях (советах), а также в международных консультативных комитетах и исследовательских группах;

– с участием стран-производителей и/или экспортеров: в международных организациях или в международных товарных ассоциациях.

Что касается заключения многосторонних соглашений и образования организаций, консультативных комитетов и исследовательских групп с участием стран-производителей (экспортеров) и стран-потребителей (импортеров), то после возникновения в 1964 г.

Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) координационная работа по организации сотрудничества стран в рамках тех или иных договорных и институционных форм регулирования мировых рынков отдельных сырьевых товаров сосредоточилась в ЮНКТАД, конкретно в созданном в ее рамках Комитете по сырьевым товарам. Именно в рамках ЮНКТАД разрабатывались проекты товарных соглашений, схемы и параметры иных форм сотрудничества.

В ЮНКТАД, в частности, была в 1976 г. принята Интегрированная программа для сырьевых товаров. Цель ее – проведение реорганизации международной торговли сырьем на базе разработки многосторонних товарных соглашений и товарных организаций. Предполагалось – по 18 видам товаров.

Для реализации целей Интегрированной программы был учрежден Фонд для сырьевых товаров со статусом международной финансовой организации.

350. Товарные соглашения подразделяются на три основных вида.

Стабилизационные соглашения заключались по натуральному каучуку, какао, кофе, олову. В них предусматривались, в частности, меры и процедуры:

– по установлению лимитов колебания рыночных цен и механизма их стабилизации;

– по определению экспортных квот и обязательств по закупкам;

– создание стабилизационных (буферных) запасов;

– меры по регулированию объемов производства, и т.д.

Административные соглашения (по зерну, по сахару, кофе, хлопку и др.). Они не предусматривали мер по регулированию рынков. Соглашения эти направлены были на координацию политики стран-производителей и стран-потребителей с целью сбалансирования производства и потребления; на изучение конъюнктуры рынка; составление экономических обзоров и регулярную информацию о рынке, а также на проведение регулярных консультаций по проблемам торговли соответствующими товарами.

Соглашения по мерам развития направлены были именно на разработку мер по развитию производства, включая переработку и сбыт, по укреплению экспортного потенциала стран – производителей сырья (оливковое масло, топическая древесина, джут и изделия из джута).

351. Соответствующие многосторонние соглашения и создаваемые на их основе организации включают в свой состав страны – производители сырья (прежде всего развивающиеся страны), а также и страны-потребители, в основном промышленно развитые государства. Страны-производители, естественно, заинтересованы в развитии производства, в переработке и экспорте сырья по ценам, обеспечивающим стабильную экономику.

Интересы стран-импортеров иные, они особо заботятся о поддержании стабильных цен на сырье и о недопущении образования картелей стран-производителей. Многие развитые страны – бывшие колониальные державы участвуют в товарных соглашениях и организациях и по политическим мотивам, в целях сохранения всесторонних традиционных связей, налаженного импорта сырья из своих бывших колоний.

В то же время большинство стран-импортеров выступает против установления систем экспортных квот и буферных запасов сырьевых товаров, рассматривая это в качестве антирыночных мер. В этой связи из заключаемых новых многосторонних межправительственных товарных соглашений в последние годы исключаются так называемые “экономические меры”, которые обуславливали бы любое вмешательство, интервенции на рынках со стороны создаваемых товарных организаций.

352. В принципе многосторонние межправительственные организации (они могут называться “советами”), создаваемые на основе соответствующих соглашений, организационно однотипны, они обладают международной правосубъектностью и имеют аналогичную, по сути, организационную структуру: высший орган пленарного состава (международный совет) и его председатель; исполнительный комитет; исполнительный директор (секретарь), секретариат.

Советы собираются на регулярные и внеочередные сессии, при этом используется и взвешенное голосование: государства-экспортеры и государства-импортеры, независимо от числа тех и других, могут получать на паритетных началах равное количество голосов.

Исполком и создаваемые другие вспомогательные комитеты совета (финансовый, статистический, административный и т.п.), а также подкомитеты работают обычно на более постоянной основе, чаще собираясь на свои заседания.

Председатель совета выполняет в основном представительские и организационно-административные функции. Текущую работу по месту постоянного нахождения организации осуществляет секретариат во главе с исполнительным директором (секретарем).

353. В качестве примера международной товарно-сырьевой организации, пожалуй, с наиболее развитыми функциональными правомочиями, включая “экономические”, можно привести Международную организацию по каучуку в том ее статусе, который основывался на Соглашении по натуральному каучуку 1979 г., созданному на основе упомянутой Интеграционной программы ЮНКТАД, причем с участием СССР (с 1982 г.), а затем России.

Функциями Организации по натуральному каучуку в соответствии с Соглашением, в частности, признавались:

– достижение сбалансированного роста предложения и спроса;

– достижение стабильных условий торговли посредством избежания чрезмерных колебаний цен и стабилизация этих цен;

– содействие стабилизации поступлений от экспорта по выгодным ценам в интересах обеспечения экономического развития стран-экспортеров;

– обеспечение удовлетворения потребностей стран-импортеров;

– расширение международной торговли натуральным каучуком и повышение его конкурентоспособности;

– расширение международного сотрудничества по проблемам, связанным с каучуком, и соответственно организация консультаций, разработка координационных программ, оказание помощи и т.п.

Единственным инструментом вмешательства Организации для стабилизации цен на рынке является создание и оперирование международным стабилизационным запасом (buffer stock) натурального каучука, в определенных физических объемах для “обычного” запаса и для “чрезвычайного”.

Закупки в стабилизационный запас производятся по решению Исполнительного директора, если цены на рынке падают ниже определенного согласованного уровня, а продажи – когда цены превышают согласованный уровень (также по решению Исполнительного директора).

Административный бюджет составляется из взносов стран-членов Организации, взносы определяются с учетом долей стран в торговле натуральным каучуком. От величины взносов зависит и число голосов, которыми располагают страны в Совете.

Финансирование же создания стабилизационного запаса распределяется поровну между странами-экспортерами, с одной стороны, и странами-импортерами – с другой. Штаб-квартира Организации – г. Куала-Лумпур, Малайзия.

354. Межправительственные стабилизационные товарные соглашения и организации такого рода, как, к примеру, Соглашение по натуральному каучуку, представляют собой, с очевидностью, наиболее внушительную, если и не всегда эффективную, форму регулирования рынков сырьевых товаров на многосторонней основе и с попыткой согласования интересов как стран-производителей – экспортеров, так и стран-потребителей – импортеров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)