Методы вербального (словесного) и сенсорного (наглядного) воздействия

Процесс и способ передачи обучаемому определенных знаний в виде вводной беседы, рассказа, объяснения, описания того или иного приема, упражнения и т.п. — сущность словесного метода, повсеместно применяемого в физическом воспитании.

Для создания целостного представления о новом двигательном акте, конкретном действии тренером или подготовленным обучаемым осуществляется непосредственный показ, демонстрация его в замедленном темпе, с остановками для объяснений его сложностей и особенностей.

Использование звуков, сигналов, музыки помогает регламентировать пространственные и временные характеристики физического упражнения, движения. Примерами эффективного применения указанных методов могут служить свето- и звуколидеры, регулирующие
интенсивность, скорость, время бега и т.п.

Основы обучения движениям. 

В методике обучения физическим упражнениям рассматривается обучение одному двигательному действию и обучение системе движений. Различают три этапа обучения одному
физическому упражнению:

♦ этап ознакомительного начального разучивания;

♦ этап углубленного разучивания и переход к стадии совершенствования;

♦ этап совершенствования, упрочнения навыка, формирования умений оптимального использования в различных условиях.

При этом на базе знаний прошлого двигательного опыта с помощью тестов определяется общая готовность занимающихся к освоению двигательного действия (психическая, координационная,
физическая).

Овладение системой движения следует отнести к образовательной стороне физического воспитания. Минимум движений, который необходимо усвоить студенту, определен
программой, учебными планами преподавателей и тренеров вуза.

Успешное освоение зависит от:

– выбора оптимального объема;

– определения необходимого соотношения между количеством — движений общей и специальной технической подготовки;

–  определения отобранных движений, которые необходимо довести до уровня двигательных навыков, умений, а какие — до ознакомительного, начального уровня;

– решения задач рациональной последовательности их освоения;

– рациональной систематизации движений на основе применения — педагогических правил: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от общего к
частному и т.д.;

– выбора рациональной системы разучивания ранее расклассифицированных и систематизированных технических действий.

Вышеперечисленные условия — предпосылки для успешного решения задач технической подготовки спортсменов и вооружения студентов соответствующими двигательными навыками и
умениями в процессе физического воспитания.

Не менее важным следует считать решение задач, связанных с ответами на вопросы: оправданы ли длительность разучивания технического действия и правильность применения предложенной
последовательности разучивания.

Остановимся на трех способах решения:

♦ не начинают обучение новому движению, пока полностью не будет усвоено разучиваемое движение (концентрированное изучение);

♦ обучение новому движению начинают после овладения основным механизмом техники предыдущего движения (рассредоточенное изучение);

♦ к изучениям нового движения приступают, как только предыдущее освоено до уровня двигательного умения (т.е. правильно выполняется при специальной фиксации внимания), а
затем многократно и периодически возвращаются к повторному разучиванию (концентрированное, затем рассредоточенное изучение).

В вузах преподавателями используется третий способ, на основе которого построены программные документы по физическому воспитанию и спортивной тренировке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)