Методы психологического исследования

Общий обзор методов психологии

С точки зрения способа получения данных о деятельности человека методы можно классифицировать так, как это показано на рис. 4.3.

Рассмотрим теперь подробнее ряд психологических методов, наиболее часто используемых в психологической науке и практике (табл. 4.2).

Наблюдение

Разновидности наблюдения как метода психологии наглядно представлены на рис. 4.4.

Особенности этих разновидностей наблюдения отражены в табл. 4.3

Особенность наблюдения как метода психологии показана на рис. 4.5.

Эксперимент

Существует несколько разновидностей экспериментов, которые представлены на рис. 4.6. Особенности данных разновидностей экспериментов отражены в табл. 4.4.

Беседа

Основные требования к беседе как научному методу:

  • определение основной цели исследования;
  • наличие гибкой программы, позволяющей менять ее ход в зависимости от ответов испытуемого;
  • наличие психологического контакта;
  • беседа должна быть непринужденной и чередоваться с отвлеченными разговорами (не превращаться в допрос);
  • вопросы не должны подталкивать человека к какому-то ответу («Вам достаточно легко выполнять эту операцию?»);
  • желательно ставить вопросы в косвенной форме (А что, если бы… Как вы думаете…); а сама беседа проводится в индивидуальном порядке, чтобы избежать побочного воздействия присутствующих лиц;
  • система вопросов должна включать взаимопроверку;
  • ход беседы должен фиксироваться на бумаге, не кинопленке, или сразу после ее окончания («по горячим следам»).

Тестирование

Существует несколько разновидностей тестов (рис. 4.7).

Особенности этих разновидностей тестов отражены в табл. 4.5

Отличительной особенностью теста как метода психологического исследования является стандартизированный характер его применения, что подразумевает получение точных и надежных количественных результатов.

Эти результаты должны быть сравнимы между собой, иметь средние показатели по каждой популяции определенного возраста и пола, и самое главное — выявлять именно те психологические характеристики, которые интересуют исследователя (рис. 4.8).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)