Методы обучения потребителей

Посредством обучения можно изменить знания, отношение и поведение.

Обучение — это любое изменение в содержании или организации долгосрочной памяти.

Методы обучения делятся на когнитивный, оперантное обусловливание и бихевиористический (поведенческий).

Когнитивный предполагает, что обучение — есть отражение изменений знаний.

Поведенческий представляет обучение как изменение в поведении, обусловленные развитием ассоциаций между стимулом и реакцией.

Метод оперантного обусловливания основан на влиянии последствий поведения на вероятность его повторения.

Бихевиористический подход к обучению концентрируется на обозреваемом поведении. Основоположник учения об условной рефлексии — И.П. Павлов. Модель классического обусловливания представлена на рис. 5.5.

Модель классического обусловливания легла в основу учения Дж.Б. Уотсона — теория о бихевиоризме, поскольку она предлагала четкий и объективный подход в объяснении того, почему данный стимул вызывает данную реакцию; к тому же возможно использование теории в целях изменения чьего-либо поведения.

Приложение классического обусловливания в рекламе (рис. 5.6.)

Интересно
В лабораторном исследовании было показано, каким образом выбор авторучки может обуславливаться звучащей в рекламе музыкой. Испытуемым предъявлялись две мелодии, одна из которых нравилась, другая — нет. В рекламном ролике, сопровождавшемся музыкой, обыгрывалось использование ручки одного из двух цветов, оцененных испытуемыми как нейтральными.

Испытуемые должны были выбрать музыку для ролика. По окончании эксперимента участникам предлагалось взять на память ручку одного из двух цветов. Гораздо чаще испытуемые предпочитали ручку цвета из ролика с понравившейся музыкой.

Метод классической условной рефлексии применим для обучения потребителей продуктов низкой вовлеченности, где познавательная активность потребителя минимальна. Потребитель пассивен и маломотивирован обрабатывать информацию о продукте.

Метод оперантного обусловливания или инструментального обучения, известный как метод проб и ошибок, отличается от классического условно-рефлекторного преимущественно ролью и временным периодом подкрепления.

Этот метод основан на влиянии последствий поведения на вероятность его повторения. Механика метода поясняется на примере — кролик сидит в клетке и нажимает кнопку.

Подкрепление поведения — появление пищи после нажатия кнопки – закрепляет связь между поведением и результатом. Аналогично удовлетворенность потребителя увеличивает вероятность повторных покупок (рис. 5.7.).

И наоборот, повторные покупки маловероятны, если продукт не удовлетворил покупателя. Один из способов побудить потребителей обучиться использовать новый продукт — распространить большое количество бесплатных образцов. Подкрепление не обязательно должно представлять только качественные характеристики товара. Он может относится к качеству услуг, сопутствующих товару.

Следствием модели обусловливания является проявление эффектов:

  • генерализации стимула — перенос реакции с исходного условного стимула на более широкий спектр стимулов с похожими звучаниями (продукция «Моя Семья, Главпродукт»).
  • дискриминация стимула — отличие исходного стимула от любого другого.

Когнитивное обучение концентрируется на интеллектуальных процессах. Относящие себя к этому направлению ученые считают, что простое формирование привычек, какими бы сложными она не были, не позволяет полностью объяснить способности людей и животных успешно справляться с решением проблем, с которыми они никогда прежде не сталкивались. Они утверждают, что в этих случаях начинает происходить другой процесс, основанный на знании и инсайте.

Выделяют следующие методы когнитивного обучения:

  • традиционное заучивание;
  • замещение / моделирование — этот метод обучения объединяет аспекты как когнитивного, так и условно-рефлекторного обучения. Примером служит обещание рекламой вознаграждения за использование конкретного продукта (реклама может показать женщину, получающую позитивное подкрепление (восхищенный взгляд) потому что на ней надеты красивые колготки);
  • рассуждение — творческое мышление потребителя для реструктурирования и рекомбинации существующей, а также новой информации для формирования новых ассоциаций и понятий. Этот метод используется при размещении статей в профессиональных изданиях.

Основные характеристики обучения:

  1. Сила обучения — это прочность и длительность сохранения сильной реакции обученности. На силу обучения влияют: значимость, разработка, подкрепление, повторение и образность.
  2. Гашение, или забывание — исчезновение реакции при недостатке подкрепления. Строя маркетинговые коммуникации маркетеры стремятся к тому, чтобы потребители помнили и знали достоинства марки, сохраняли чувства и варианты поведения, ассоциируемые с их маркой. Скорость гашения обратно пропорциональна силе начального обучения.
  3. Генерализация, или обобщение, стимулов — это тенденция реагировать одинаково на сходные стимулы. Генерализация стимулов потребителем имеет место, например, когда потребитель делает вывод о высоком качестве продуктов одной марки, основываясь на известно высоком качестве одного продукта этой марки. Генерализация стимулов лежит в основе переноса положительных характеристик существующей марки на новые продукты. Для этого используется метод «марочный рычаг» (brand leverage), также называемый «семейная марка» (family branding), или расширением марки (brand extension).

Этот метод распространяет существующее марочное название на новые продукты, позволяя капитализировать на марочной ценности.

Кроме этого новый продукт должен соответствовать оригинальному продукту хотя бы по одному из четырех измерений:

  • дополнение (два продукта используются вместе),
  • замещение (новый продукт может быть использован вместо оригинального),
  • перенос (новый продукт рассматривается потребителем как требующий таких же навыков производства, как и оригинальный),
  • имидж (новый продукт имеет те же компоненты имиджа, что и оригинальный).

Дискриминация стимулов — различение стимулов в целях различных реакций на них. Дискриминация — обратная сторона генерализации.

Среда реакции — значимый фактор для получения желаемой реакции наряду с силой начального обучения.

Чем больше сходства имеют сигналы ситуации извлечения реакции с ситуацией обучения, тем более вероятно эффективное извлечение информации. Реклама продукта должна обеспечивать представление его в том виде, в каком потребитель увидит его на прилавке.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)