Понятие методы формирования сознания

Методы формирования сознания (методы убеждения) – способы доказательства истинности какого-либо положения или точки зрения. Для их реализации необходимо знать позицию воспитуемого и в соответствии с этим определять выбор способа доказательства, его содержание и методику.

Метод убеждения пронизывает всю систему воспитательной работы. Он может выступать как самостоятельный (в беседах, лекциях, диспутах), так и частью других методов.

В качестве самостоятельного применяется:

  • в виде слова, когда его приемами являются объяснение, изложение, разъяснение, поучение, наставление, внушение. Формы убеждения словом: диспут, лекция, индивидуальная беседа и т. д.;
  • в виде примера, поступков, действий (как своих собственных, так и других лиц).

Убеждение, применяемое в исправительном процессе, в своем содержании имеет определенную специфику. Это объясняется прежде всего тем, что метод убеждения призван изменять уже сформировавшееся сознание, устоявшиеся взгляды, убеждения, представления личности и т. д.

С другой стороны, данный метод применяется в отношении лиц, обладающих криминогенными склонностями, противоправными представлениями, ценностными ориентациями, мировоззренческими установками.

В связи с этим работа с осужденным должно начинаться с формирования у него убежденности в неправильности собственного образа жизни, своих взглядов. Необходимо сформировать внутриличностный конфликт, который бы явился источником стремления осужденного к самоизменению. На втором этапе применения метода исправления необходимо формировать реальные, конкретные преставления о том, как правопослушно жить после освобождения, девальвируя криминальные ценности.

Приемы убеждения:

  • Объяснение – доказательное изложение (раскрытие) какого-либо явления, закона, правила, хода решения задачи, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения и т. д. Объяснение применяется в том случае, когда необходимо добиться осознанного восприятия сообщаемой информации. Объяснение экономично во времени, развивает интеллект, способность критического анализа своих знаний, взглядов, опыта.
  • Разъяснение, как и объяснение, чаще всего применяется в работе с небольшими группами, хотя совершенно не исключается возможность применять эти приемы в индивидуальной воспитательной работе. Оно должно даваться в четких, ясных формулировках, живым и понятным языком. Разъяснение часто используется в случае, когда необходимо довести до сознания осужденных нормы и правила поведения, их конкретные действия в той или иной ситуации.
  • Наставление, поучение несут в себе большую мотивировку поступков, т. е. с их помощью воспитатель не просто разъясняет что хорошо, а что плохо, но и объясняет, почему это так. Поэтому названные приемы наиболее эффективны в индивидуальной воспитательной работе, они способны воздействовать не только на сознание, но и на чувства осужденных; Одним из приемов метода убеждения может быть обсуждение прочитанной книги, просмотренного кинофильма, дел отряда, бригады, звена на общих собраниях. Обсуждение может быть связано и с отрицательным (чаще всего) поведением отдельных осужденных. Можно рекомендовать обсуждать на общих собраниях достижения отдельных осужденных, их успехи в работе над собой, положительные моменты в их жизни. При такой трактовке сущности данного приема он близок к убеждению делом, убеждению на примере собственного поведения.
  • Внушение. Органическое сочетание осознаваемого и подсознательного в психике воспитуемого намного увеличивает эффективность применения метода убеждения. При этом важна личная убежденность воспитателя, его собственная вера в то, в чем он хочет убедить осужденных, учет настроения аудитории, умение определить, сопереживает с ним аудитория или настроена негативно. Чтобы быть уверенным в благоприятном восприятии сообщаемой информации, необходимо готовить осужденных к ее восприятию заранее, уметь по репликам, лицам, взглядам определять, убедительно ли звучит речь выступающего, для чего необходимы непосредственные контакты с аудиторией, умение говорить просто и доходчиво. Важны при этом эмоциональный настрой самого воспитателя, его речь, мимика, жесты, интонация. В повседневной работе повышают эффективность убеждения такие приемы, как ирония, шутка. Особенно важно, применяя убеждение в индивидуальной воспитательной работе, не только правильно, хорошо и доходчиво самому говорить, но и уметь внимательно, заинтересованно и тактично выслушивать собеседника, угадывать его эмоциональное состояние. Внушение может выступать и в качестве самостоятельного метода, однако его применение требует специальной подготовки и специально оборудованных помещений. Методика по внедрению данного метода в практику перевоспитания осужденных была разработана А.С. Новоселовой и реализована в колониях для осужденных женщин УВД Пермского облисполкома. Целью его явилось побуждение у осужденных стремления к самовоспитанию, формирование нравственно-психологического барьера к восприятию отрицательных явлений, создание условий для усвоения нравственных установок. Применение специального курса психорегулирующей тренировки дает ощутимые результаты в течение нескольких недель. Осужденные, прошедшие обучение в специальных группах, становятся спокойнее, умеют управлять своими эмоциями, правильнее ведут себя в быту, больше интересуются общественной жизнью колонии, принимают в ней активное участие. Расширяется круг их интересов, повышается активность на производстве;
  • Доказательство необходимо в процессе установления истины, виновности или невиновности личности в совершении преступления, степени ответственности за то или иное поведение и деятельность осужденных.
  • Опровержение – эффективное указание на то, что данная позиция, система взглядов личности ложная и не соответствует нравственно-правовым нормам, существующим в обществе. Применяя приемы словесного убеждения, необходимо сохранять чувство меры, чтобы они не превращались в уговаривание, назидание, морализование.
  • Убеждение делом, примером поступков и действий конкретных лиц. В основе данного приема лежит психологический механизм подражания. Можно сказать, что данный прием – самый древний в воспитании. С него вообще начинается воспитание человека. Трудность использования этого приема в том, что он должен быть воплощен в реальных отношениях между людьми, о которых у осужденных имеется весьма искаженное представление. Поэтому сложно использовать примеры жизни и деятельности известных людей, литературных героев. Причины этому не только в искаженном представлении об идеале личности, но и в нигилизме, присущем большинству осужденных, неверии в добро, честность и порядочность других людей. Поэтому наиболее убедительными являются примеры жизни и деятельности людей из ближайшего окружения осужденных – воспитателей, сотрудников администрации учреждений.

Проводя индивидуальную беседу с осужденными с целью его переубеждения, необходимо соблюдать следующие требования:

  • всегда готовиться к проведению беседы на актуальную для осужденного тему;
  • глубоко изучить личность осужденного, его взгляды, интересы, принципы, стремления, индивидуально-психологические свойства характера;
  • выбрать наиболее удачный момент, чтобы расположить осужденного к себе;
  • всегда ставить конкретную и четкую цель беседы;
  • разработать план беседы, тщательно продумав заранее задаваемые вопросы, наметить целевые и поддерживающие вопросы;
  • продумать пути установления психологического контакта;
  • вести беседу непринужденно, не превращать ее в полное администрирование;
  • акцентировать внимание на сильных, положительных сторонах осужденного, демонстрировать, что ему мешает, от чего необходимо избавиться;
  • уметь выслушать осужденного;
  • уметь своевременно менять ход беседы в нужном для воспитателя направлении;
  • обращать внимание на невербальные, вербальные и вегетативные реакции осужденного;
  • учитывать настроение осужденного и свое собственное;
  • делать психологический вывод из беседы, аккумулировать полученную информацию, соизмерять степень достижения поставленной цели.

Условиями успешного применения метода убеждения являются:

  1. Личная убежденность воспитателя. Успешно убеждать может только тот, кто сам твердо убежден в том, что говорит. Если начальник отряда убеждает в одном, а сам думает иначе, или поступает в противоположность тому, о чем говорит и думает, то такое убеждение будет не только не эффективным, но и вредным в целом для исправительного процесса.
  2. Владение техникой убеждения других. Для этого нужно уметь четко и ясно излагать аргументы, знать взгляды и убеждения осужденного, которого он стремится убедить, а также иметь представление о взглядах группы и коллектива осужденных.
  3. Умение воспитателя учитывать особенности различных категорий осуж­денных (возрастные, профессиональные, уровень образования, культуры, психический склад, интересы, склонности, потребности, идеалы).
  4. Выдержка, терпение, такт, умение выслушать доводы осужденного, разобраться в них, найти правильное опровержение.
  5. Гибкое применение различных форм, видов и приемов убеждения, что требует от воспитателя большой эрудиции в различных областях науки, литературы, искусства, систематического накопления фактов и аргументов, для того чтобы показать ошибочность умозаключения осужденного.

Таким образом, специфическая направленность метода убеждения состоит в том, чтобы убедить осужденного в необходимости самоизменения, порочности своего образа жизни и поведения до осуждения, справедливости уголовного наказания и необходимости добросовестного и неуклонного выполнения всех своих обязанностей в период отбывания наказания.

Несмотря на универсальное значение метода убеждения в процессе исправления осужденных, ограничиваться только им нельзя. Более того, злоупотребление словесными его формами может намного снизить эффективность воспитательного воздействия.

Важной задачей воспитателя является формирование у осужденных единства убеждения и поведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)