Методы физического воспитания

Под методами физического воспитания понимают способы приме­нения физических упражнений.

Общепедагогические методы (используемые в педагогике в целом) включают в себя:

  • методы использования слова: рассказ, объяснение, беседа, разбор, задание, оценка, указание, команда.
  • методы наглядного восприятия: личный показ тренера, демонстра­ция плакатов, кинопрограмм, рисунков, кинофильмов; световая сигнализа­ция; звуковая сигнализация (для коррекции темпа, ритма, амплитуды дви­жений).

Основная определяющая черта соревновательного метода —сопостав­ление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или высокое достижение.

Соревновательный метод может выступать как самостоятель­ная форма организации занятия (официальные соревнования, контрольно­зачетные и т. п.) и как способ стимулирования интереса к занятиям при вы­полнении отдельных упражнений.

Специфические методы физического воспитания (практические ме­тоды применения упражнений, используемые только на занятиях физиче­ской культурой):

  1. Методы строго регламентированного упражнения. Они обеспечивают оптимальные условия для обучения двигательным действиям и развития физических качеств и предполагают: твердо предписанную программу движений (состав движений, по­рядок их повторения, связи друг с другом), точную дозировку нагрузки (по объему и интенсивности) и отдыха, создание или использование внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся.
  2. Методы частично регламентированного упражнения. Они допускают относительно свободный выбор действий занимаю­щихся для решения поставленной задачи. Основными здесь являются иг­ровой и соревновательный методы.

Игровой метод в физическом воспитании реализуется в основном че­рез подвижные игры и спортивные игры. Спортивные игры – высшая сту­пень подвижных игр.

Признаки игрового метода:

  • ярко выраженные элементы соперничества и эмоциональности;
  • высокие требования к творческой инициативе в движениях;
  • отсутствие строгой регламентации в характере движений и их нагруз­ке;
  • комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и ка­честв;
  • изменчивость условий ведения борьбы и условий выполнения дви­жений.

Сформированные при этом двигательные навыки отличаются при­ способляемостью к изменившимся условиям.

Соревновательная обстановка приводит к существенному изменению функционального состояния человека – происходит настройка на новый, более высокий уровень двигательной активности, большая мобилизация ресурсов организма.

При этом изменяются объективные показатели: ЧСС увеличивается до 130-140 уд/мин.; в 2-2,5 раза увеличивается потребление кислорода; повышается температура тела и артериальное давление; усили­вается потоотделение.

Все это повышает эффект от физических упражнений. Поэтому влия­ние одного и того же физического упражнения будет различным, в зависи­мости от того, где оно выполняется – на тренировке или на соревновании.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)