Методологические и теоретические принципы инженерной психологии и эргономики

Инженерно-психологические методы предназначены для исследования рабочего процесса и поведения оператора, функционирования СЧМ, оценки деятельности оператора, анализа его ошибок и факторов рабочей среды.

Методы инженерно-психологического обследования оборудования служат для получения сведений о назначении и конструкции технических систем, обслуживаемых оператором, их характеристик с точки зрения обеспечения возможностей эффективного достижения целей.

Методы наблюдения за ходом рабочего процесса и поведением оператора необходимы для получения характеристик информационных каналов, динамики поступления информации во времени; временной характеристики работы (непрерывная или дискретная, в условиях дефицита времени, в режиме ожидания); характеристик речевых сообщений (сведений и команд), поступающих к оператору; характеристик неречевой сигнализации (семантика, физические параметры, наличие интерференции или других помех), данных о взаимодействии анализаторов (выделение основного, динамики включения различных анализаторов в работу, степени их за- грузки), данных о функции опорно-двигательного аппарата (рабочая поза и поза во время «активного покоя», характер рабочих движений: направление движения, амплитуда, темп, прилагаемые усилия); характеристик оперативной и долго- временной памяти; характеристик процессов принятия решений; характеристик ошибок; данных о волевой и эмоциональной напряженности.

Благодаря методу беседы с операторами получают дополнительную информацию об организации деятельности, о субъективном отражении оператором тех или иных операций. Для этого необходимо применение специально разработанного плана беседы в зависимости от психологических особенностей обследуемых.

Метод самоотчета оператора в процессе деятельности используют для анализа деятельности (как мыслительного процесса) на базе её активного отражения в сознании опера- тора; метод текущего отчета «думание вслух») – для анализа внутренней структуры мыслительных операций.

Методами анкетирования и экспертной оценки определяют уровни напряженности труда; экспертами выступают лица, специально изучившие этот вид деятельности. Анкетирование проводится по типу «свободного ответа» и по типу «вы- бранного ответа». В первом случае вопросы формулируются таким образом, что обследуемый оператор может написать любой ответ в произвольной форме.

Во втором случае после каждого вопроса предлагается перечень возможных ответов, из которых оператор должен выбрать один и подчеркнуть. Удобная шкала для экспертной оценки напряженности в баллах: напряженность практически отсутствует – 0, очень не- большая – 1, умеренная – 2, значительная— 3, большая – 4, чрезвычайно большая – 5.

Для оценки напряженности операторской деятельности также используют методы дополнительных задач, в качестве которых выступают сенсомоторные реакции с небольшим алфавитом сигналов, арифметические примеры или простые логические задачи.

С помощью хронометража оценивают длительность от- дельных трудовых операций, частоту их повторяемости, интенсивность рабочего процесса, продолжительность пауз между отдельными операциями.

Одним из традиционных методов инженерной психологии является регистрация и анализ ошибок в работе оператора.

Эксперимент применяют для решения задач, которые с трудом поддаются решению на основе изучения только естественно протекавшего рабочего процесса.

Для получения редко возникающих в трудовой деятельности ситуаций проводят ситуационный эксперимент, в котором эти ситуации создаются искусственно.

Модели стрессовых ситуаций должны отвечать трем условиям:

1) иметь определенную психологическую направленность, адекватную задачам эксперимента;

2) испытуемые субъективно должны воспринимать их как реальность;

3) должны быть соблюдены этические нормы.

Чтобы ситуации воспринимались как реальные, их замысел и осуществление должны быть известны лишь очень узкому кругу лиц. Во избежание нежелательных искажений данных для каждого очередного эксперимента необходимо использовать новую форму модели.

Нет времени писать работу?
Обратись к профи-репетиторам
"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)