Методологические и теоретические принципы инженерной психологии и эргономики

Инженерно-психологические методы предназначены для исследования рабочего процесса и поведения оператора, функционирования СЧМ, оценки деятельности оператора, анализа его ошибок и факторов рабочей среды.

Методы инженерно-психологического обследования оборудования служат для получения сведений о назначении и конструкции технических систем, обслуживаемых оператором, их характеристик с точки зрения обеспечения возможностей эффективного достижения целей.

Методы наблюдения за ходом рабочего процесса и поведением оператора необходимы для получения характеристик информационных каналов, динамики поступления информации во времени; временной характеристики работы (непрерывная или дискретная, в условиях дефицита времени, в режиме ожидания); характеристик речевых сообщений (сведений и команд), поступающих к оператору; характеристик неречевой сигнализации (семантика, физические параметры, наличие интерференции или других помех), данных о взаимодействии анализаторов (выделение основного, динамики включения различных анализаторов в работу, степени их за- грузки), данных о функции опорно-двигательного аппарата (рабочая поза и поза во время «активного покоя», характер рабочих движений: направление движения, амплитуда, темп, прилагаемые усилия); характеристик оперативной и долго- временной памяти; характеристик процессов принятия решений; характеристик ошибок; данных о волевой и эмоциональной напряженности.

Благодаря методу беседы с операторами получают дополнительную информацию об организации деятельности, о субъективном отражении оператором тех или иных операций. Для этого необходимо применение специально разработанного плана беседы в зависимости от психологических особенностей обследуемых.

Метод самоотчета оператора в процессе деятельности используют для анализа деятельности (как мыслительного процесса) на базе её активного отражения в сознании опера- тора; метод текущего отчета «думание вслух») – для анализа внутренней структуры мыслительных операций.

Методами анкетирования и экспертной оценки определяют уровни напряженности труда; экспертами выступают лица, специально изучившие этот вид деятельности. Анкетирование проводится по типу «свободного ответа» и по типу «вы- бранного ответа». В первом случае вопросы формулируются таким образом, что обследуемый оператор может написать любой ответ в произвольной форме.

Во втором случае после каждого вопроса предлагается перечень возможных ответов, из которых оператор должен выбрать один и подчеркнуть. Удобная шкала для экспертной оценки напряженности в баллах: напряженность практически отсутствует – 0, очень не- большая – 1, умеренная – 2, значительная— 3, большая – 4, чрезвычайно большая – 5.

Для оценки напряженности операторской деятельности также используют методы дополнительных задач, в качестве которых выступают сенсомоторные реакции с небольшим алфавитом сигналов, арифметические примеры или простые логические задачи.

С помощью хронометража оценивают длительность от- дельных трудовых операций, частоту их повторяемости, интенсивность рабочего процесса, продолжительность пауз между отдельными операциями.

Одним из традиционных методов инженерной психологии является регистрация и анализ ошибок в работе оператора.

Эксперимент применяют для решения задач, которые с трудом поддаются решению на основе изучения только естественно протекавшего рабочего процесса.

Для получения редко возникающих в трудовой деятельности ситуаций проводят ситуационный эксперимент, в котором эти ситуации создаются искусственно.

Модели стрессовых ситуаций должны отвечать трем условиям:

1) иметь определенную психологическую направленность, адекватную задачам эксперимента;

2) испытуемые субъективно должны воспринимать их как реальность;

3) должны быть соблюдены этические нормы.

Чтобы ситуации воспринимались как реальные, их замысел и осуществление должны быть известны лишь очень узкому кругу лиц. Во избежание нежелательных искажений данных для каждого очередного эксперимента необходимо использовать новую форму модели.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)