Методологические и методические функции программы социального исследования

Программа социологического исследования — это научный документ, отражающий логически обоснованную схему перехода от теоретического (концептуального) осмысления изучаемой проблемы к инструментарию кон¬кретного эмпирического исследования.

Суть программы обусловлена двумя основными взаимосвязанными методологическими функциями. Первую методологическую функцию программа выполняет на этапе подготовки анкеты — методологическое обоснование инструментария исследования; вторую — на этапе анализ:? полученных данных — обоснование логики анализа и интерпретации полученных в результате сбора первичной социологической информации по разработанному инструментарию данных.

К сожалению, во многих случаях даже профессиональные социологи к программе относятся не как к методологическому инструменту, а как к формальному документу: программа с изложением цели и задач исследования (более или менее семантически связанных с названием темы) подготавливается как официально необходимый документ, а затем (после прохождения – этапа утверждения темы или подписания договора) откладывается в сторону, и к ней больше не обращаются.

Расплатой за формальное отношение к программе в начале исследования является чувство растерянности и неопределенности на том этапе работы, когда необходимо приступать к анализу полученного эмпирического материала.

В этом случае исследователь (часто того не осознавая) вынужден вернуться к составлению программы, чтобы получить более или менее приемлемую схему анализа. Однако последствия попытки подменить программу подобной схемой, как правило, оказываются несостоятельными: одних признаков явно не хватает, другие, хотя и кажутся, на первый взгляд, интересными, не находят своего места в общем анализе проблемы.

Исследование без предварительной программы (или с программой, подготовленной формально) выглядит обычно следующим образом. Руководитель исследования собирает группу исполнителей и объявляет, что будет исследоваться проблема «межнациональных отношений (в таком-то регионе)» или «социально-психологических последствий аварии на Чернобыльской АЭС», или «отношение населения к рыночной экономике» (приводятся примеры самых распространенных в последнее время заказов на социологическое исследование).

Сразу же начинается подготовка анкеты. Можно составить сотни вопросов, так или иначе отражающих социально-психологические последствия аварии на АЭС, и добавить в анкету еще сотни вопросов, определяющих гипотетические факторы, влияющие на эти показатели (процесс составления вопросов — довольно увлекательная часть работы, особенно если она не регламентируется предварительной программой).

Значимость тех или иных вопросов чаще обусловливается темпераментом и напористостью автора вопроса, нежели целевым информационным запросом. Если вопросов получилось «слишком много», часть из них отсеивается усилиями «коллективного разума» в соответствии с теми же критериями — авторитет и темперамент отдельных исполнителей.

В результате такого «мозгового штурма» появляется инструментарий исследования — анкета, содержащая несколько десятков или сотен вопросов. Хорошая получилась анкета или плохая?

Квалифицированный социолог никогда не возьмется давать оценку анкете (имеется в виду ее содержательная, а не техническая сторона), не сопоставляя ее с программой исследования, так как качество анкеты определяется ее адекватностью конкретному информационному запросу и соответствием индикаторов (вопросов анкеты) выделенным показателям изучаемого явления. Нужен или не нужен конкретный пункт-вопрос анкеты, измеряет или не измеряет он какую-либо характеристику предмета исследования — можно оценить, имея критерии оценивания. Эти критерии и должна содержать программа исследования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)