Методология педагогики

Методология педагогики указывает на то, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность. Такие знания требуются каждому педагогу.

Преподавателю необходимо иметь представление и определенные знания об уровнях методологической культуры педагогических работников, о методологии педагогики и уметь использовать эти знания в своей деятельности при появлении различных педагогических проблем.

Методологическая культура педагога предполагает:

1) проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса;
2) осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач;
3) методическую рефлексию.

Основным критерием оценки методологической культуры педагога является уровень использования им научно-педагогических знаний для совершенствования своей работы с применением анализа и других методов исследований.

Можно сказать, что проявление у педагога творческого начала означает наличие определенного уровня методологической культуры, позволяющей создавать новый педагогический опыт, в котором нет места действиям по шаблону.

Итак, только в процессе познавательной и практической деятельности педагога формируется его методологическая культура.

Результатом ее реализации являются оригинальные разработки, нестандартные решения в сфере педагогической теории и практики.

Педагогический принцип – это наиболее общее знание, которое получает педагог. Для выработки нового педагогического принципа нужно определить указанные ниже компоненты.

1. Цель, которую ставит общество и государство перед обучением и воспитанием.
2. Социально-экономические условия, в которых происходит педагогическое воздействие.
3. Возрастные особенности учащихся.
4. Методы обучения, то есть способы конструирования учебных и воспитательных ситуаций.
5. Предмет, являющийся объектом изучения.
6. Логику и содержание науки, представляющей данный объект и предмет.

В таких условиях формирования и становления методологической культуры сложность работы педагога выше, чем в условиях, когда он определяет какой-либо отдельный педагогический прием.

Кроме того, каждая новая педагогическая разработка предполагает новый уровень методологической культуры педагога. В свою очередь, умение педагога формировать в своей педагогической деятельности новые методы и подходы является показателем его высокой методологической культуры.

Определение уровней методологии влияет и на определение уровней методологической культуры, которые ей соответствуют.

Традиционно выделяют следующие уровни методологической культуры:

1) педагогический;
2) общенаучный;
3) философский.

Отметим, что, на наш взгляд, для формирования методологической культуры педагога на общенаучном уровне большое внимание необходимо уделять изучению психологии.

Только овладев всеми тремя уровнями методологической культуры, педагог может совершенствовать свою профессиональную и исследовательскую деятельность, что является необходимой целью и стремлением любого профессионала в педагогике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)