Метод институциональной экономики

Термин «экономика» используют для обозначения двух разных понятий. Во- первых, экономика — это сфера общественной жизни, в которой создаются, распределяются и используются блага, т. е. объекты, необходимые человеку для жизни и развития.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В этом случае экономика представляет собой объективную реаль- ность, не зависящую от каких-либо субъективных оценок. Она яв- ляется практической экономикой.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Составным элементом практической экономики становится экономическое явление — устойчивый процесс, который может быть выявлен и исследован эмпирическими методами (от греч. empeiria — опыт). Взаимосвязь между экономическими явлениями подчинена объективным законам: физическим, логическим, математическим и др. Поэтому все экономические явления, относящиеся к одному обществу и к одному периоду времени, согласованы между собой и не могут противоречить друг другу.

Во-вторых, экономика — это наука, изучающая процессы создания, распределе- ния и использования благ.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В этом случае экономика представляет собой продукт сознания, зависящий от уникальных личностных качеств человека, а потому имеющий субъективный характер. Она является теоретической экономикой, объектом ее изучения выступает практическая экономика.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В теоретической экономике одновременно существуют теории, противоречащие друг другу. Та теория, которая находит среди экономистов значительное число сторонников и вместе с тем служит основой для создания системы согласованных между собой теорий, порождает экономическую школу.

Примерами противостоящих друг другу экономических школ служат: классики и социалисты, кейнсианцы и монетаристы и др. Экономические школы, имеющие общие базовые положения, образуют направление в экономической науке. Выделяют два основных направления: либеральное и социально-институциональное.

К либеральному направлению относят физиократов, классическую политэкономию, мальтузианство, маржинализм, неоклассическую школу, монетаризм, экономический империализм и др. К социально-институциональному направлению — утопический социализм, марксизм, историческую школу и институционализм.

Эмпирической основой каждой экономической школы служит некоторое экономическое явление, которое, по мнению приверженцев этой школы, предстает важнейшим, т. е. определяет функционирование всей экономической системы. Это явление называют экономической доминантой. Если данное экономическое явление объективно играет доминирующую роль в практической экономике, то экономическая школа обычно занимает доминирующее положение в теоретической экономике, т. е. становится господствующей.

Если на протяжении длительного исторического периода сменяющие друг друга идеи относятся к одному направлению, то оно становится господствующим направлением. В экономической науке уже на протяжении трех столетий господствует либеральное направление, поэтому его также определяют как мейнстрим.

Экономическая доминанта, общая для всех либеральных школ, выражается в определяющем значении производства материальных товаров, или индустриального производства. Поэтому систему либеральных экономических теорий можно охарактеризовать как теорию индустриальной экономики, или просто как индустриальную экономику.

Другими словами, индустриальная экономика есть экономическая теория индустриального общества. Ин- дустриальную экономику принято считать традиционной экономикой.

Среди представителей каждой экономической школы встречаются ученые, которые не признают право на существование альтернативных экономических теорий и отождествляют название своей школы с экономической наукой в целом.

Эта тенденция наиболее сильно проявляется среди сторонников господствующего ли- берального направления. Так, термин экономикс (от англ. economics — экономическая теория), введенный А. Маршаллом для обозначения неоклассической теории, в настоящее время зачастую используют как синоним экономической науки. При этом экономика неправомерно отождествляется с индустриальной экономикой.

Стадией развития экономики называют исторический период, характеризующийся какой-либо одной доминантой. На каждой стадии развивается господствующая школа, которая определила в качестве эмпирического базиса своих теорий доминирующее экономическое явление. Название экономической школы часто со- держит указание на соответствующую экономическую доминанту, например:

  • меркантилизм. Этот термин образован от английского слова merchant, означающего «купец». Экономическая доминанта — формирование рынков, расширение сферы торговли. Период расцвета этой школы — XVII век;
  • физиократия переводится с греческого как «власть природы». Экономическая доминанта — преобладание сельскохозяйственного труда. Период расцвета — вторая половина XVIII в., Франция;
  • классическая школа построена на постулате о трудовой ценности, утверждающем физический труд в качестве единственного источника ценности. Экономическая доминанта — преобладание физического труда и мануфактурного производства. Период расцвета — вторая половина XVIII — первая половина XIX в., Англия.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Институциональная экономика — это теория, в которой эмпирической основой, или экономической доминантой, выступает институт — исторически сложившаяся общественная традиция.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основателем школы институционализма  является  американский  экономист и социолог Т. Веблен (1857 — 1929), изложивший основные идеи школы в своей книге «Теория праздного класса». Институциональная экономика зародилась в конце XIX в., когда в передовых странах культурные факторы стали оказывать все более заметное влияние на экономику, а постулаты индустриальной экономики все в меньшей степени соответствовали реалиям общественной жизни. Стало очевидным, что начался переход общества из индустриальной стадии развития в новую стадию, до сих пор не получившую общепризнанного названия. Новое общество определяют как:

  • новое индустриальное (Дж. Гэлбрейт),
  • постиндустриальное (Д. Белл),
  • общество Третьей волны (Э. Тоффлер),
  • общество риска (У. Бек),
  • информациональное (М. Кастельс),
  • индивидуализированное (3. Бауман).

Институционалисты, придерживающиеся информационного подхода к определению института, характеризуют новую экономику как информационную. При этом институт рассматривается как специфическое знание, а его влияние на экономическую жизнь общества — как специфический информационный процесс.

Сравним основные  положения  индустриальной  (традиционной)  экономики  и приходящей ей на смену информационной экономики.

  • Продукт. Доминирующим видом продукта в индустриальном обществе является материальный объект, а в информационном обществе — информационный объект, лишенный материальной формы.
  • Труд. Доминирующим видом труда в индустриальном обществе выступает простой (физический, ручной, рутинный, неквалифицированный) труд, который признается производительным трудом. При этом творческий труд считается непроизводительным. В информационном обществе, наоборот, доминирует творческий труд. Он считается производительным, а простой труд — непроизводительным.
    • Богатство. В индустриальном обществе под богатством понимаются при- надлежащие человеку материальные ценности, такое богатство является внешним по отношению к человеку.

Физический капитал — составная часть материального богатства. В информационном обществе под богатством понимается внутреннее богатство человека — система его личностных качеств. Человеческий капитал — это составная часть внутреннего богатства. Внешнее богатство может быть отчуждено от человека, а внутреннее богатство — нет.

    • Ценность. В индустриальной экономике общественная ценность блага оп- ределяется его рыночной ценой, т. е. способностью блага увеличить ма- териальное богатство человека. В классической школе, которая составляет базис теории индустриальной экономики, ценность выступает как трудовая ценность.

Она равна объему простого труда, затраченного на изготовление продукта. В информационной экономике общественная ценность блага определяется его способностью увеличивать продолжительность высшей деятельности человека.

    • Потребности. В теории индустриальной экономики потребление понима- ется как целевое использование материального продукта. Поэтому потреб- ности группируются на основе классификации материальных благ.

Утверждается, что человек имеет множество потребностей, каждая из которых закреплена за определенным классом благ: потребность в еде, одежде, жилище и т. д. В теории информационной экономики потребление понимается как использование продукта (материального или информационного) в целях расширения сферы высшей деятельности человека.

  • Благосостояние. В индустриальном обществе благосостояние человека из- меряется потоком материальных благ (денежных доходов), а обществен- ное благосостояние — величиной национального дохода за определенный период времени. Материальное благосостояние называют также экономи- ческим.

Теория экономического благосостояния создана английским экономистом А. Пигу (1877 — 1959). В информационном обществе благосостояние человека измеряется потоком креативных благ (периодов творчества), а общественное благосостояние — суммарной продолжительностью творческой деятельности всех членов общества за конкретный период времени. В этом случае благосостояние называют креативным.

  • Деньги. В индустриальном обществе благосостояние имеет денежную фор- му, поэтому деньги служат конечной целью экономической активности хо- зяйственных субъектов. В информационном обществе конечной целью че- ловека является высшая деятельность, а деньги выступают в качестве сред- ства увеличения креативного благосостояния.
  • Социальные взаимодействия. В любом обществе функционирование эко- номики основано на социальных взаимодействиях — совместных общест- венных действиях индивидов, в результате которых изменяется их благосо- стояние.

В индустриальном обществе доминируют взаимодействия в форме товарного обмена — обезличенные и опосредованные денежным обращением. В информационном обществе доминируют социальные взаимодействия в форме информационного обмена продуктами творческого труда. Эти взаимодействия имеют межличностный характер и подразделяются на прямые (например, общение) и опосредованные институтами культуры (например, написание книги).

  • Модель человека. Теория индустриальной экономики базируется на модели «экономического человека», а институциональная экономика — на модели «институционального человека».

Капитал. Доминирующим видом капитала в индустриальном обществе служит материализованный (внешний) капитал: здания, станки, машины и пр. В информационном обществе важнейшую роль играет интеллектуальный (внутренний) капитал, т. е. образование, опыт, здоровье и пр. Первой теорией внутреннего капитала является теория человеческого капитала американского экономиста Г. Беккера.

Экономическое

явление

Экономическая

теория

Глава школы Период
Формирование

рынков

Меркантилизм А. Монкретьен XVII в.
Доминирование

сельскохозяй- ственного труда

Физиократия Ф. Кенэ Вторая половина

XVIII в.

Доминирование

ручного труда

Классическая

школа

А. Смит Вторая половина

XVIII в. — первая половина XIX в.

Кризис   рыночной

системы

Марксизм К. Маркс Середина XIX в.
Возрастание

потребления

Австрийская

школа

К. Менгер Вторая половина

XIX в.

Саморегулирование

экономики

Неоклассическая

школа

А. Маршалл Вторая половина

XIX в.

Влияние культуры

на экономику

Институционализм Т. Веблен Конец   XIX   в. —

начало XX в.

Государственное

вмешательство

Кейнсианство Дж. Кейнс Середина XX в.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)