Место политической теории в политической науке и дифференциация политических теорий

Политическая теория является частью политической науки, ее теоретической субдисциплиной.

Поскольку политическая теория – составляющая политологии, она включает как нормативные, так и эмпирические, как фундаментальные, так и прикладные теории и концепции.

Нормативные теории, представляя собой определенный набор норм, стереотипов поведения, закрепленных традицией, имеют предписывающий или рекомендательный характер. Они часто основываются на общественной морали, а потому все происходящее оценивается с моральной, традиционной точки зрения.

Нормативные политические теории формируются на основе понимания теории политики как поиска политического идеала, например, идеальной формы правления, как чисто теоретического и чисто политического знания, вытекающего только из политических связей и закономерностей.

«Нормативная политическая теория, – по мнению Т. А. Алексеевой, – это способ размышления о политических институтах, в особенности тех, которые связаны с властью. Она занимается узаконением имеющегося политического устройства или его альтернатив…».

Типичными для нормативной теории являются три положения:

  1. Добиваться внутренней связанности моральных аргументов.
  2. Опираться на социальные науки (например, социальную антропологию и историю) с целью проверки правильности эмпирических предпосылок приводимых аргументов.
  3. Сопоставлять выводы с интуитивными представлениями самого теоретика.

После 1970-х гг. нормативная политическая теория разделяется на два основных течения.

Первое течение занималось проблемами распределительной справедливости, свободы и социального равенства; второе – деятельностью, целями и моральными основаниями такого политического института, как государство, его взаимоотношениями с гражданами, например решением таких вопросов: «Почему мы должны подчиняться законам?», «В каких случаях, наоборот, законным будет гражданское неповиновение?».

Нормативные теории в сравнении с эмпирическим знанием представляются более абстрактными и поэтому более удаленными от реальной политики теоретическими конструкциями, которые необходимы для поиска и объяснения сущности, роли и места политического явления или процесса в политической жизни, систематизации подобных феноменов и процессов, обнаружения закономерностей их существования.

В противоположность нормативным эмпирические теории учитывают не столько политический идеал, сколько реальный политический опыт, основываются на конкретных политических событиях и процессах, а также учитывают влияние на политику неполитических факторов, таких как географическое положение государств, их исторический путь, демографическая ситуация и др.

Политическая теория, являясь частью политической науки, имеет, кроме чисто теоретического, еще и прикладной аспект

Для более четкого разделения фундаментальных и прикладных исследований А. А. Дегтярев предложил следующие критерии (см. табл. 1).

Таблица 1. Критерии разграничения фундаментальных и прикладных исследований в политологии

Место политической теории в политической науке и дифференциация политических теорий

Если фундаментальные теоретические исследования решают основополагающие политические проблемы, например взаимодействие власти и общества, при помощи государственных институтов или политической системы, то прикладная политология нацелена на решение конкретных практических задач, например проведение парламентской реформы в данной стране на основе общей теории парламентаризма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)