Место маркетинга в управлении компанией

Управление современным бизнесом можно представить и в виде четырехгранника. И в зависимости от того, на какую грань ставится пирамида (что ставится во главу угла при подходе к решению стратегических задач), можно говорить о четырех различных подходах: «Производственном», «Финансовом», «ориентированном на Персонал» и «Маркетинговом».

Я придерживаюсь несколько иного подхода (рис. В. 1). Вопросы, связанные суправлением персоналом (собственно менеджмент как управленческое искусство и наука начинался 100 лет назад именно с этой области), я предлагаю вынести за пределы схемы.

Но при этом надо помнить, что и маркетингом, и финансами, и производством занимаются люди: персонал, сотрудники. И наука управления, менеджмента прежде всего состоит в искусстве руководства людьми, управляющими производственными процессами, финансовыми потоками и маркетинговыми программами.

Три по большому счету равноправных блока (маркетинг, финансы, производство) имеют свои зоны ответственности. В зону ответственности маркетинга входит (может входить):

  • сбыт (продажи);
  • стимулирование сбыта;
  • работа с каналами товародвижения;
  • реклама;
  • PR;
  • исследования и анализ рынка и потребителей;
  • ценообразование (совместно с финансовым блоком);
  • снабжение (совместно с производственным блоком).

Как административно встроить маркетинговый блок в организационную структуру компании — это отдельный большой вопрос. Отчасти мы будем его разбирать на страницах настоящей книги. Общий ответ — это должно решить высшее руководство компании в соответствии со своим опытом, Видением, деловой культурой компании, спецификой отрасли и другими важными факторами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)