Место андрагогики в системе наук

Наука изучает объективный мир, состоящий из объектов. Каждый объект многосторонен, многофункционален, он обладает разнообразными свойствами в зависимости от сложности.

Как правило, для современного состояния науки, накопившей значительный объем информации, характерно изучение объекта разными отраслями науки, каждая из которых высвечивает одну грань и описывает ее своими методами, что и является предметом данной отрасли науки.

Определение предмета андрагогики предполагает и теоретические обоснования, взятые из сопряженных наук, и углубленные подходы, связанные с ее спецификой.

Теоретическая база андрагогики состоит в том, чтобы обосновать, доказать, убедить в необходимости человека (и человечества) взрослеть духовно, психологически, социально

Ее практическая цель — в разработке упражнений и тренингов, позволяющих овладеть до уровня собственных действий андрагогическими моделями и технологиями взаимодействия с окружающим миром, в основе которых толерантность, демократические принципы, гуманные способы, разумность, самостоятельность, целеустремленность, т.е. духовность.

Актуальность андрагогики образования взрослых актуализировано госсубъект-субъектного подствующей долгие годы в педагогике субъект взаимодействия объектной моделью взаимодействия между учителем и учеником, неприемлемой для психологического состояния «Я — взрослый».

Взрослость, самостоятельность, субъектность, если они есть, предполагают субъект-субъектные отношения. Эта модель отношений в силу объективных причин начала проникать в педагогические системы, тем самым уменьшая противоречия, несоответствия между педагогикой и андрагогикой.

Перенесенные в образование взрослых педагогические модели, назовем их мягко традиционные, а точнее, авторитарные, порождали множество противоречий:

  • не учитывались потребностные состояния взрослых обучающихся, их интересы, намерения, проблемы;
  • сообщаемая информация не актуализировалась до состояния самоопределения взрослого на действие, взаимодействие, продуктивную деятельность;
  • учебная деятельность ориентировала обучающихся на репродуктивное содержание, развивая в большей степени память, чем интеллект;
  • способы работы с аудиторией не содержали технологий, упражняющих в субъектности, толерантности, демократичности, духовности.

Существенное отличие образовательных моделей андрагогики в том и состоит, что эти противоречия предотвращаются, а при возникновении — разрешаются. В образовательном процессе не только усваивается информация, но и происходит процесс овладения методом, развивающим способности к разрешению собственных проблем.

Пределы предмета той или иной отрасли науки установить пределы исследования  заимствования ею знаний из других наук, определить ее предмет, сферу изучаемых явлений и процессов.

Сопряженность андрагогики с педагогикой, психологией, философией, социологией и другими гуманитарными науками очевидна, и тем не менее область исследований андрагогики вполне определенна.

Она связана с обоснованием весьма сложных понятий: взрослый (в биологическом, социальном, духовном смысле) и образование (как ценность, процесс, результат, деятельность), а также производных от них — взрослость и образованность.

Взрослость:

  • биологическая (физиологическая, психологическая);
  • социальная (профессиональная, гражданская, правовая, нравственная и т.д.);
  • духовная (самостоятельность, целеустремленность, разумность и т.д.).

Образованность как овладение:

  • ценностью самосовершенствования;
  • управлением процессом собственного образования;
  • самооценкой результата образования (формального и неформального);
  • деятельностью, направленной на преобразование внутреннего образа, — работа над собой, работа во внутреннем плане.

Установление пределов предмета исследования чревато опасностями двух видов: его расширением и его сужением.

Расширение предмета науки приводит к расплывчатости, нечеткости, вторжению в сферу другого научного знания

И хотя в современном состоянии науки пограничные сферы приводят к открытиям и взаимному обогащению научных сфер, точное определение предмета науки — главный признак того, что новая научная отрасль состоялась. Сегодня такая опасность налицо: и педагогика высшей школы, и педагогика среднего профессионального образования, и педагогика отраслевого (военного, сельскохозяйственного и т.п.) профессионального образования, а также стремительно развивающаяся акмеология вправе заявить о себе как науках о зрелости, взрослости.

Однако если исходить из определения их предмета, то каждую можно считать в значительной степени сопряженной с андрагогикой. И тем ответственнее ее современное состояние, необходимость обобщения, формулирование общих подходов, принципов, закономерностей, моделей и технологий, непосредственно связанных с определением предмета.

Сужение предмета науки — еще более неблагоприятный факт. В этом случае андрагогика лишается многогранных обоснований: философских, психологических, методологических и т.д. Она становится на путь деклараций, бездоказательности и в связи с этим воспринимается изначально с сомнением в целесообразности «плодить новые смыслы».

Позитивным в этом случае может быть углубление в предмет исследования: его разработка в модели системного анализа (упорядоченного расчленения), моделирование подробных технологий образовательной деятельности, поведения, действий.

Узкое трактование предмета исследования андрагогики сегодня имеет место в основном из-за неопределенности понимания ключевых слов «образование взрослых», где образование усечено до обучения, исключается самоопределенческая компонента и (стало быть, самостоятельность) недооценивается развивающий аспект образования, проявляемый в способах деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)