Массовая культура в практической социологии

Сегодня мы начнем лекцию с разговора о массовой культуре. О том, что сатирики называют «одноразовыми зрелищами». И о том, какую выгоду извлекают из этого производители. В какой-то мере, наш разговор пойдет о материалистической социологии, которая для хищных производителей словно кость в горле.

Кинофильмы нынешнего проката стоят весьма недорого. При советской власти покупали по дешевке индийские фильмы, теперь покупают очень дешевые мыльные оперы и голливудский ширпотреб. Тут необходимо помнить, что второсортная кинопродукция — это еще и скрытая реклама. (Самая опасная из рекламных разновидностей.) Реклама одежды, бытовой техники, еды, сигарет, напитков, образа жизни…

(Отклонившись от темы, сообщу вам, что многие книги содержат полезной информации 10 – 15 страниц, разбавленной 400 страницами словесного мусора. Именно таким образом издатели второсортной литературы делают свой “бизнес по-русски” — продают бумагу в красивой упаковке под видом книг).

Коммерция породила мерзкую тенденцию превращать хорошую книгу,  хороший фильм, получившие успех, в многосерийную муть. Все эти “Робошкаф-2”, “Молчание телят-3”, “Такси-4” — тощие потуги сценаристов продлить жизнь понравившихся героев. Но у этих реанимированных героев жизни нет, а есть пресное существование в окружении пошлых штампов.

Вообразите: “Незнакомка-2”, “Доктор Живаго-3”, “Капитанская дочка -4”… Ладно, это классические примеры. А хотелось бы вам почитать (посмотреть): “Пролетая над гнездом кукушки-2”, “Заводной апельсин”, “Идиот-3”?

Культурным людям клонирование безвкусицы не угрожает. Они, может, не знают, как штампуются на конвейере книги того же Незнанского или “кино-менты”, но врожденный вкус уберегает их от употребления подобных суррогатов. А вот массовый потребитель приучен к ним.

Впрочем, я лично этому потребителю не слишком сочувствую. Жаль лишь детей…

Штампованные часы обходятся производителям третьего мира в 30 центов за штуку. Продажная цена — один доллар в среднем. Служат они обычно 2-3 месяца. Поразительно, насколько люди не знают цену времени!

Навязывание штампов присуще не только “часовщикам”. Идущий (бегущий) за поездом (автобусом, трамваем, троллейбусом) человек, проводивший любимую девушку (бабушку, друга, сослуживца, дочку, сына, внука).

Бег от взрыва с последующим полетом (герои остаются невредимыми). Долгое бегство героя от автомобиля (мотоцикла, поезда, всадника, велосипедиста, скайбордиста). Бесконечная стрельба с одной обоймы… Киношные штампы можно перечислять долго.

Мне вспоминается армия, когда нам часто демонстрировали китайские фильмы. Был это 1962 год. И до конца этих фильмов досиживали только мы с товарищем, Владиславом Ботиным, который, как и я, находил их забавными. Еще бы, подползает китаец к офицеру в окопе и спрашивает:

— Командир Ли, разрешите бросить гранату.

— Боец Ван, — отвечает командир Ли, — а ты справишься с этой боевой задачей?

— Так точно, командир Ли!

— Тогда бросай!!

Боец Ван бросает гранату, в километре от взрыва, подобного взрыву фугасного снаряда, взлетают на воздух сотни тел и обломки бронетехники.

Или еще оттуда же.

— Боец Ван, сегодня ты пойдешь в разведку.

— Я не могу, командир Ли.

Командир сосредоточенно думает и изрекает:

— Тогда пойдет твой брат, Мяо!

Не лучше штампы книжные. Когда мне хочется черного юмора я читаю вслух одну многотиражную «писательницу» из Москвы. Цитирую разговор молодого следователя  с воровским авторитетом. Он перед этим назвал вора козлом и старый следователь объяснил юнцу, что это большое оскорбление.

— Иван Иванович, вы должны меня извинить, за то, что я назвал вас козлом. Я молодой следователь и поэтому не знал, что воров нельзя называть козлами. Я, признаться, не знаю жаргона и поэтому допустил ошибку, назвав вас козлом. Больше я не буду называть вас, Иван Иванович, козлом.

Еще мне очень нравится у этой “писательницы” диалог в кафе. (Не из этого ли диалога выросла реклама кофе?)

Посетитель: — У вас есть кофе?

Официант: — Да, у нас есть кофе. Это же кафе, а в кафе всегда есть кофе.

Посетитель: — А какое кофе у вас есть?

Официант: — У нас есть разное кофе. А какое кофе вы предпочитаете?

Посетитель: — А что вы могли бы мне порекомендовать?

Официант: — У нас есть черный кофе по-турецки. Это кофе, который варится в специальных сосудах на жаровнях, посыпанных песком. Подается вместе с гущей. Еще у нас есть черный кофе со взбитыми сливками. Есть кофе “капучино”. Это такой кофе, который…

Ограничусь многоточием, так как официант в оживленном диалоге на пяти страницах подробно рассказывает главной героине о различных способах приготовления кофе, не забывая упомянуть его сорта и страну произрастания.

Неправильное ориентирование потребностей общества и есть самый тупиковый путь развития. А в роли Сусанина выступают производители чепухи. На первый взгляд все чинно: один производят, другие потребляют.

Но производят-то в большей части то, что выгодно, что приносит максимум дохода, а не то, что необходимо. Выгодно заполнить детский разум “Охотой на Покемона” — примитивным порождением комиксов, но не выгодно разработать и активировать “Маленького принца” (не упрощенную пародию на Экзюпери, вроде голливудской пародии на “Аленький цветочек” — “Красавица и чудовище-1,2”). Еще бы, философская, полная лиризма сказка не предназначена для толпы!

Иногда жалко смотреть, как ведущий вымучивает дохлую и скучную конструкцию передачи. Особенно грустно наблюдать за ними в передачах юмористических. Невольно вспоминаются конферансье, осмеянные еще куклой Образцова.

Так и хочется спросить — не проще ли ограничиваться демонстрацией самой передачи, оставаясь ведущим, но за кадром?  Неужели все дело в стоимости экранного времени, которое режиссер растягивает за счет болтовни ведущего и бесконечных  интервью с участниками передачи? Точно так растягивают количество страниц изготовители детективной макулатуры. Количество стоит дороже, чем качество!

Не только в компьютерах водятся информационные вирусы… Людей эти болезнетворные микробы, вирусы и прочие беспокоят еще чаще. Мы живем в атмосфере болезнетворной информации… Раньше — меньше было носителей информации., она не была столь мощной и управляемой…

РТР как-то меня поразило:

“ —  Хуан, мы больше не встретимся.

— Почему, Лучия?

— Мы вынуждены снять рекламу с нашего канала. А, ведь, за счет рекламы мы и покупаем эти сериалы!”

Голливуд ухитрился опохабить почти все шедевры литературы. Ведь им необходимо вписать классику в стандарты голливудского видения, то есть —  в примитивный штамп.

Поэтому Уэллс (грустный философ и предостерегающий фантаст) отправляется на машине времени в будущее не с целью познания, а для того, чтобы… укротить Джека Потрошителя! И, конечно, устраивает гонки на автомашине (впервые в жизни ее увидев), лихо конкурирует с полицейскими детективами, мгновенно влюбляется в работницу банка… Вообщем стандартный набор: любовь, гонки, перестрелки, трупы, маньяки…

Не забыли штукаделы маскультуры и Конан Дойла. Сериал “Затерянный мир” — прекрасная пародия на известную повесть. Только сделана эта похабщина всерьез.

Вообще, судя по кинофильмам, за границей мало обычных людей. Там все поголовно владеют восточными единоборствами, стреляют из всех видов оружия, управляют всеми транспортными средствами, начиная от велосипеда и кончая ракетой. Американец способен из ракетницы сбить вертолет. (Если нет ракетницы, он сбивает его просто камнем).

Пистолеты у американцев стозарядные, автоматы действуют с эффективностью водородной бомбы. Американцы постоянно разыскивают маньяков, а в редкие выходные спасают мир от гибели. Кроме того, США — излюбленное место посещения комическими туристами. И почти все эти пришельцы настроены по отношению к землянам агрессивно. Но им ничего не светит. Скромные американские супермены всегда начеку.

О культуре восприятия говорить стоит отдельно. Мы уже иронизировали по поводу китайских фильмов советского периода. Американцы перещеголяли этот примитив, оснастив его великолепной технологией. И мы этот примитив заглатываем. Почему?

Крестьяне прошлого века не воспринимали настоящую живопись. Они были воспитаны на плоскостной иконописи и плоскостном лубке. Перспектива холста их неумелыми глазами читалась, как хаос красок.

Точно так же не могли “читать” неподготовленные люди авангардистскую живопись. Бесполезно рассматривать картины Ван Гога, упершись носом в холст и разыскивая там привычные классические формы. Не зря в ресторанах вывешивали копии с Шишкина или Айвазовского, а не Рембрандта или Дега.

Обыватель прошлого века и обыватель нынешнего — “близнецы — братья”. Они не желают воспринимать подлинное искусство. Нынче самый доступный вид зрелища — телевизор, который и воспитывает их телелубком. Объемное и тем более — стереоскопическое видение — привилегия маленькой группы интеллигентов. Да и то не всех. А слово интеллигент давно уже стало ругательным.

Телевидение ДОЛЖНО быть платным. Мы же не удивляемся плате за радиоточку. И тогда мы ЗА СВОИ ДЕНЬГИ вправе ТРЕБОВАТЬ качества телепередач. И тогда рейтинг программ перестанет быть пустым словом. И тогда пусть попробуют пичкать нас рекламной жвачкой или нудными разговорами, интересными только телевизионным болтунам.

Впрочем, телевизионщики и сами рады бы избавиться от рекламы. Она, подобно раковой опухоли, разрывает нормальную ткань передачи, портит стройную структуру программы. Именно реклама убила (или убьет) чуть ли не единственную интеллектуальную передачу Ворошилова. А любители собак скоро начнут бойкотировать “Догшоу”, выразив этим презрение к опасному для здоровья животных корму спонсоров.

Самое печальное, что инфекция информации делает людей неуверенными в себе. Где уж реальную жизнь и самих себя в этой жизни сравнивать с героями боевиков, слащавых сериалов! Реклама — в том же ряду, тех, кто ей верит, она унижает: невозможность приобрести рекламируемое изобилие развивает у людей комплекс неполноценности.

Задумаемся над сущностью смеха. Считается, что человек — единственное животное, обладающее юмором.

У кого-то унесло ветром шляпу. Он бежит, ловит…  Народ смеется. Кто-то споткнулся, упал… Смеющихся еще больше.

Должен заметить, что в описанных ситуациях юмора нет. Смеется не Человек, так как Человек над несчастьем ближнего смеяться не способен. Смеется стадо, толпа. Каждая живая единица толпы смеется лишь потому, что радуется. Да, да — радуется тому, что не они упали, не у них унесло шляпу, не они попали в положение, которое почему-то принято считать неловким, смешным.

Нетипичный поступок, нестандартное поведение признается смешным. Уже потому, что выходит за рамки предписанного. Кем, для чего? Толпой же, серой массой, существующей в строгом соответствии с придуманными правилами. (Я не написал: “живущей”, так как у толпы нет жизни, а есть существование, окрашенное гипертрофированными эмоциями).

Народ в большинстве случаев невежественен. Ярче всего проявляется это невежество, когда народ объединяется в толпу.

Мода толпы планируется и навязывается. Как и во что вас одеть давно решено. Если производителю надо, то он найдет способ нацепить на члена толпы мизерный псевдорюкзак, копытообразные, вредные при ходьбе туфли, не менее вредные при частой носке кожаные брючки.

Диктаторы моды тесно повязаны с производителями новых материалов.  А те, естественно, ищут самые недорогие в производстве. Вспомните бум синтетики: нейлоновые душные рубашки, поролоновые куртки, силиконовые перчатки, виниловые трусики, дакроновые пиджаки, гуттаперчевые чулки. Все вещи из подобных материалов хороши для автомашины или для обивки ванной комнаты. Человеку они противопоказаны! Зато стоят очень дешево и, превращаясь в модную одежду, приносят производителям баснословную прибыль.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)