Маркетинговые технологии и цели социального развития

Наблюдаемые изменения общественной жизни, обусловленные процессами информатизации, не могли не заинтересовать социологическую науку в силу приоритетности темы меняющегося мира как важнейшего направления социологической мысли.

Интересно
По мнению ведущих современных социологов (Э.Гидденс и др.) мир находится в преддверие фундаментальных изменений, не менее глобальных, чем изменения, вызванные индустриализацией. Многочисленные конкретные социологические исследования выступают тому доказательством, подтверждая стремительные перемены в человеческом обществе, изменение образа жизни, культурных установок.

Маркетинг выступает своеобразным катализатором социальных изменений. Маркетинговые технологии способны как ускорить социальные изменения, так и замедлить их. Возможность этого обусловлена способностью маркетинговых технологий выявлять и формировать потребности общества в социальных изменениях.

В данном случае следует говорить о том, что управление социальными изменениями предполагает, прежде всего, соответствие приоритетным тенденциям социального развития. Социальное управление ориентируется на дефрагментацию целей и постепенное, логически последовательное их достижение путем изменения определенных элементов социального пространства.

В то же время эффективное управление социальными изменениями предполагает готовность к ним общества. Использование маркетинговых технологий позволяет определить и потребность в изменениях, и готовность к их «потреблению», которая предполагает одобрение социальных целей, лежащих в их основе.

В случае необходимости именно маркетинговые технологии позволяют сформировать контекст социального изменения, создать условия для его эффективности. Первой задачей данного процесса выступает создание общественного мнения относительно целей социального управления, достижение социального одобрения приоритетных направлений развития.

В числе проблем социального управления следует назвать проблему соответствия реальной потребности социального развития и декларируемых потребностей, которые и формируют набор целей и задач. Декларируемые приоритеты социального развития сами по себе являются очень удачным маркетинговым решением, позволяющим реализовывать многие интересные проекты социального управления.

Маркетинговые технологии позволяют выявить общественную потребность в изменении приоритетов социального развития, смоделировать содержание новой концепции с учетом особенностей целевой аудитории, создать почву для ее популяризации, максимально продвинуть ее в массы, добиться лояльности в отношении к ней, и лишь затем использовать ее для построения нового типа отношений обмена, который потребует новой генерации маркетинговых технологий.

Например, начиная с 60-ых годов ХХ века, одной из приоритетных при построении прогнозов общественного развития стала идея усиления роли информации в будущем развитии общества. Исходя из этого, родилось утверждение о том, что человечество вступает в новую фазу развития, оставляя позади основы индустриальной эпохи. Сегодня сложно говорить о том, с чем было связано такое единство мнений относительно ожидаемых в начале ХХI века социальных изменений глобального характера.

Несмотря на то, что в целом предположения социологов подтвердились, мы разделяем сомнения некоторых ученых относительно их обоснованности на том историческом этапе. Э.Гидденс, У.Раймонд и др. демонстрируют достаточно веские причины, в том числе эмпирические допущения, на которых основано понятие постиндустриального общества, для острожного восприятия этих прогнозов.

Изучение содержания и судеб футорологических работ Д.Бэлла, О.Тоффлера, А.Турэна и др. не исключают мысли о том, что все они являются отражением общественного мнения того времени; усталости общества от усиливающегося прессинга индустриализации на ее пике, от необратимых последствий, которые рано или поздно должны были оказать негативное влияние на миропорядок (проблемы экологии, урбанизации, демографии и др.).

Озабоченность этими проблемами демонстрируется докладами Римскому клубу и тем общественным резонансом, которые они вызвали. Человечество желало выйти на новый уровень существования, который бы гарантировал каждому из нас большую безопасность жизнедеятельности и новые горизонты личностного развития.

И феномен информации в этой ситуации имел огромные шансы стать концептом новых тенденций в общественных преобразованиях. Неслучайно при всех различиях, при разном обозначении гипотетического общества, в большинстве прогнозов единой остается «информационная идея», позволяющая решить глобальные проблемы цивилизации.

Несомненно, сложно сомневаться в объективном характере информационного развития общества, усиления влияния информации на мир и человека. Однако сам факт широкого общественного резонанса, вызванного прогнозами грядущих социальных изменений и необходимости подготовки к ним, демонстрирует усиления значения коммуникаций, прежде всего, коммуникаций маркетингового характера, в современном мире, увеличение потенциала их влияния на социальные изменения. Популярность идей информатизации во многом является результатом продвижения этих идей, убеждения в их правильности, эффективности.

Огромную роль в этом сыграли научные и научно-популярные коммуникации, ибо именно для науки обращение к данной проблематике придавало особые социальные преимущества, демонстрировало социальную значимость и вызывало одобрение общественности, то есть мы имеем дело с маркетингом науки (научным маркетингом).

С другой стороны, велико значение коммерческого маркетинга, ибо персонализации информационных технологий позволила значительно расширить рынок информационных товаров и услуг, однако, это обусловило необходимость формирования новых масштабов потребности домашнего и бизнес рынка в современной компьютерной технике, информационных технологиях, программном обеспечении, информационных ресурсах, информационных системах управления и т.д.

Развитие информационного рынка во второй половине 80-ых – начале 90-ых во многом зависело от изменения информационной культуры, важнейшим элементом которого являлось разделение приоритетов информатизации, понимание необходимости овладениями новыми инструментами информационной деятельности.

Неслучайно лидеры информационного рынка направили свои усилия на продвижение идей информатизации, стимулируя этим аргументом рост объемов продаж. В то же время поставщики информационного рынка нередко «придерживают» значительные достижения в области совершенствования информационной деятельности, которые могли бы повлиять на достижение ряда важных задач социального управления, с целью увеличения прибылей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)