Логистика тура и логистика туроператора

К туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, поскольку сфера туризма, объединяя различные отрасли, лежит не в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включая предприятия и организации разной отраслевой принадлежности.

Туристы выступают в роли покупателей, т.е. каждый человек стремится по возможности удовлетворить свои потребности в отдыхе.

Спрос на путешествия турист выражает, оплачивая туристские работы, услуги и товары, таким образом, финансирует индустрию туризма.

Производители туристских работ, услуг и товаров формируют туристское предложение. Они приобретают необходимые ресурсы (персонал, землю, капитал), комбинируют их в процессе производства туристского продукта и реализуют потребителям (туристам), получая доход от продаж.

Развитие индустрии туризма (строительство дорог, гостиничных и курортных комплексов, обустройство новых рекреационных территорий) требует больших капитальных вложений и финансируется из разных источников (государственные структуры, частные организации – отечественные и зарубежные, международные организации и т. д.).

В состав логистической системы туризма входят:

  • информация – планирование туров, обработка заказов, прогнозирование спроса;
  • перевозка туристов – выбор вида транспорта и компании-перевозчика;
  • кадры, обслуживающие туристов – важный составной элемент системы логистики;
  • обслуживающее производство – подразделения логистики, которые обслуживают процесс формирования тура и оказания услуг потребителю.

Производственные мощности и экономическая приспосабливаемость туристского предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы.

Когда турист планирует свое путешествие, он учитывает следующие факторы:

  • скорость доставки до цели поездки;
  • комфорт путешествия;
  • стоимость;
  • возможность перевозки багажа, его вес;
  • возможность остановки в пути следования;
  • условия питания;
  • уровень шума, вибраций;
  • условия для сна и отдыха;
  • возможность широкого обзора во время поездки;
  • наличие неблагоприятных экологических факторов;
  • безопасность.

Из этих факторов к логистической сфере можно отнести: скорость доставки до цели поездки, стоимость, возможность перевозки багажа и его вес, наличие неблагоприятных экологических факторов, безопасность. Компании вынуждены разрабатывать долгосрочные планы по перевозке туристов за границу и бронированию блоков мест в гостиницах. Они заранее до начала сезона должны запланировать, какое количество туристов фирме придется обслужить. Финансовый риск таких решений может быть велик.и Например, аренда на сезон целого самолета, при некоторых кризисных обстоятельствах: снижение покупательной способности населения, смене вкусов или даже плохой политической обстановке, может привести к значительным убыткам.

Современное развитие информационных технологий позволяет использовать разработанные для турфирм компьютерные программы.

Они позволяют производить взаимосвязанные усовершенствования в планировании перевозок туристов, блоков мест в отелях, что помогает сократить до минимума количество неиспользуемых в данный момент времени мест. Планы необходимо пересматривать и исправлять ежесезонно, а иногда и чаще, ориентируясь на сложившуюся на рынке ситуацию. В настоящее время логистический подход к планированию и организации путешествий применяют не только турфирмы, но и сами туристы.

Как дешевле доехать? Самому или с помощью турфирмы? По путевке турфирмы ехать дороже, но в этом случае будет обеспечен полноценный отдых: размещение в отеле, исходя из пожеланий клиента и суммы, на которую он рассчитывает, питание, экскурсионное обслуживание, исходя из интересов туриста. Поехав же в путешествие своими усилиями, всё вышеперечисленное приходится планировать самостоятельно.

Для самостоятельных туристов очень важна доступная информация. Логистический подход позволяет оптимизировать туристскую деятельность, тем самым повышая интерес к туризму и предлагаемым туристским продуктам.

А использование логистики современными турфирмами позволяет повышать качество туристских услуг, учитывать разнообразие спроса и наиболее полно удовлетворять потребности туристов.

Интересно
Тур – это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

С точки зрения логистики туризма тур – это организованное турфирмой движение туристов (в составе группы или индивидуально) по предварительно устоявшемуся маршруту, в некоторых местах которого туристам предоставляются определенные услуги согласно стоимости путевки. Классификация туризма представляет собой выделение внутренне однородных таксонов туристской деятельности по принятым основаниям. Туризм в зависимости от составляющих услуг, места их предоставления и обслуживаемых групп населения – туристов, разделяется на внутренний и международный.

Внутренний туризм – деятельность, связанная с осуществлением туризма жителями данной страны на её территории.

Международный туризм – деятельность, связанная с осуществлением туризма жителей одной страны на территории другой страны. Такие туристы относятся к категории иностранных туристов. Деятельность и предоставление туристских услуг туристам на территории другой страны – выездной туризм, а деятельность и предоставление туристских услуг на территории страны иностранным туристам – въездной туризм.  Существуют множество критериев классификации. Наиболее существенные из них представлены в таблице 4.

Логистика тура и логистика туроператора

Логистика тура и логистика туроператора

Для каждого тура в обязательном порядке должны быть следующие составляющие: маршрут, программа, комплекс услуг. Все туры должны соответствовать следующим общим требованиям: безопасность; комфортность; достаточность; категориальная соответствие; конкурентоспособность (доходность).

В состав логистической разработки тура входят:

  • Маркетинговые исследования (их осуществляют с целью определения целевых рынков и сегментов).
  • Оценка собственных возможностей турфирмы по освоению целевого рынка.
  • Логистическое обеспечение маршрута тура. Для этого нужно создать банк данных с информацией:
  • туристско-рекреационных ресурсах и их логистического потенциала;
  • о материально-технической базе туризма и её логистического потенциала;
  • о транспортной структуре;
  • об информационной инфраструктуре.

При этом следует учитывать, что туристско-рекреационные ресурсы делятся: на природные блага (климат, рельеф, горы, равнины, море, реки, озера); объекты показа (природные памятники природы, культурноисторические, этнические, искусственно созданные, антропогенные); объекты досуга (музеи, театры, фестивали и т. п.). К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли,  автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы, туристские клубы, станции и т. п.

К инфраструктурному обеспечению относятся следующие характеристики: транспортных соединений (данные о наличии транспортной связи, интенсивность движения, прямые рейсы и их взаимозаменяемость); транспортных средств (тип, возраст, ёмкость, комфортность и скорость передвижения); информация о транспортных компаниях и стоимости проезда.

Информационное обеспечение предусматривает обязательное наличие карты или схемы территории с такими показателями, как туристско-географическое положение, структура транспортной сети, система расселения, административно-территориальное деление.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)