Лицензирование в правовой системе России

Для того чтобы наиболее полно понять характер и значение лицензионного механизма, необходимо определить его место в современной правовой системе нашего государства.

Прежде всего, следует отметить, что понятие «лицензирование» как разновидность разрешительной политики государства относительно недавно введено в обиход отечественной административно-правовой науки. Сказанное, однако, не означает отсутствия сходных по содержанию методов государственного дозволения в России и правовых системах зарубежных государств в более ранние периоды.

Так, Ж.А. Ионова отмечает, что «такие понятия, как лицензиат, лицензиар, лицензионное соглашение, которые встречаются в действующем законодательстве применительно к видам деятельности, подлежащей лицензированию, заимствованы из понятийного аппарата патентного права». И действительно, сложно не согласиться с данным утверждением.

Если обратиться к справочной литературе советского периода развития нашего государства, то мы обнаружим, что применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным, и прежде всего, в качестве основной разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора.

Помимо этого в сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли Союза ССР и последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой способ реализации монополии внешней торговли в форме лицензирования внешнеторговой деятельности.

Понятие лицензионного договора употребляется и в условиях действующей системы законодательства: согласно п. 1 ст. 23 Закона Союза ССР от 31 мая 1991 г. № 2213-1 «Об изобретениях в СССР» по лицензионному договору патентообладатель (лицензиат) передает право на использование изобретения другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиату обусловленные договором платежи  и  осуществлять другие действия,  предусмотренные договором об исключительной или неисключительной лицензии.

Схожее понятие лицензионного договора определено ст. 20 Закона СССР от 10 июля 1991 г. № 2328-1 «О промышленных образцах». Объектом лицензионного договора и ныне являются технические решения, признаваемые изобретениями по закону страны, гражданином которой является приобретатель лицензии, им могут быть также иные технические достижения, в том числе секреты производства («ноу-хау»).

Существенными признаками лицензионного договора являются предоставление права пользования объектом договора и нематериальный характер этого объекта, определяемого специфическими признаками.

Объем предоставляемых по лицензионному договору прав зависит от вида лицензии. Условия лицензионного договора могут устанавливать территорию применения лицензии, форму использования объекта лицензии (производство изделий и (или) их продажа и т.д.), его объем в количественном отношении, срок действия лицензии и т.д.

В лицензионный договор включаются также условия о передаче приобретателю лицензии технической документации, об оказании ему технической помощи путем посылки и обучения специалистов, о поставке образцов машин и оборудования, взаимное информирование сторон о внесенных улучшений и их характере, об участии сторон в защите прав владельца лицензии против нарушения этих прав третьими лицами, о порядке разрешения споров по лицензионному договору и др. В лицензионном договоре содержатся условия о размерах и порядке определения и выплаты лицензионного соглашения.

В СССР лицензионный договор применялся также в отношениях с иностранными организациями и рассматривался как один из видов внешнеторговой сделки. Такие договоры могли заключаться только внешнеторговыми организациями, например, всесоюзным объединением «Лицензинторг» и другими.

Исходя из такого применения лицензионного механизма, лицензия понималась также в двух основных значениях: как разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на осуществление внешнеторговой операции, а также как разрешение на использование изобретения или иного технического достижения, предоставленное  на основе лицензионного договора либо судебного или административного решения компетентного органа.

В первом из приведенных значений лицензия и ее выдача воспринимались как одна из форм государственного контроля за экспортом и импортом товаров и, одновременно, расходованием валютных средств.

Таким образом, понимание лицензионного механизма было в большей или меньшей степени аналогично современному в части реализации контрольной функции государства применительно к определенным видам деятельности.

Во втором значении лицензия воспринималась традиционно как разрешение на пользование результатами интеллектуальной деятельности с одним лишь отличием от современного представлении о действии такого механизма.

Дело в том, что советская правовая доктрина допускала по основаниям и в порядке, предусмотренных в законодательстве, выдачу так называемых принудительных лицензий судебными и даже административными органами по ходатайству заинтересованного лица. Обычно основанием для выдачи такого рода лицензии могло быть неиспользование или недостаточное, с точки зрения государства, использование изобретения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)