Криминалистическая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации автотранспорта

Преступления против безопасности движения и эксплуатации автотранспорта в криминалистике принято называть дорожно-транспортными преступлениями (ДТП). Под указанными преступлениями понимаются виновно совершенные деяния, вследствие которых в процессе движения транспортного средства (средств), произошла авария, результатом которой явились общественно-опасные последствия, предусмотренные УК РФ.

Такими последствиями в соответствии с УК РФ являются причинение смерти либо тяжкого вреда здоровью одному или нескольким лицам. В подавляющем большинстве случаев указанные последствия наступают в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств водителем транспортного средства – ст. 264 УК РФ (от 60 до 80 %).

Кроме того, вредные последствия могут наступить в следствие недоброкачественного ремонта транспортного средства и выпуска его в эксплуатацию с техническими неисправностями, приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения, либо нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта– ст.ст. 266, 267, 268 УК РФ.

Специфика криминалистической характеристики ДТП определяется тем, что данные преступления совершаются с неосторожной формой вины, как правило, в виде преступного легкомыслия. В связи с этим в криминалистической характеристике данной группы преступлений отсутствует такой элемент как способ преступления. Вместо него говорят о видах и механизме ДТП.

Виды ДТП:

  1. Столкновение двух или более движущихся транспортных средств. Столкновения могут быть встречными, которые происходят в основном при нарушении правил обгона, объезда препятствий, выезде на встречную полосу при заносе, неисправности транспортного средства и т.п. Кроме встречных, столкновения могут быть попутными. Они происходят как правило в результате несоблюдения безопасной дистанции при движении. Боковые столкновения в основном происходят при нарушении правил проезда перекрёстков, разворота и т.п.
  2. Наезды совершаются на пешеходов, велосипедистов, неподвижные препятствия. Столкновения и наезды составляют основную часть ДТП.
  3. Опрокидывания.
  4. Выпадения пассажиров
  5. Иные ДТП.

Механизм ДТП включает несколько стадий:

  1. Появление в обстановке дорожного движения обстоятельств, нарушающих равновесие движения. Такое равновесие может быть нарушено в результате умышленного нарушения правил дорожного движения водителем, неправильного поведения пешеходов вблизи дороги или на дороге, резкого ухудшения погодных условий (дождь, гололёд, ухудшение видимости и т.п.), возникновения неисправности транспортного средства и т.д.
  2. Возникновение аварийной ситуации, которая характеризуется тем, что управляющий транспортным средством частично утрачивает возможность своими действиями влиять на развитие события
  3. Перерастание аварийной ситуации в неуправляемую. В данном случае участники события полностью лишаются возможности влиять на его механизм.
  4. Финальная стадия происшествия характеризуется наступлением вредных последствий. Окончательный характер данных последствий зависит от многих факторов. Некоторые из них могут оказать положительное действие, и результат будет менее тяжким, Если обстоятельства финальной стадии окажутся отрицательными, то последствия наступят более тяжкие.

Личность преступников

В большинстве случаев лица, совершающие автотранспортные преступления отличаются такими чертами характера как безответственность, легкомыслие и т.п. В то же время, в отличие от большинства виновных в умышленных преступлениях, эти лица не имеют стойкой криминальной установки, часто раскаиваются в содеянном, оказывают помощь в расследовании. Особенно активно виновные проявляют раскаяние в первые дни после происшествия под влиянием жалости к пострадавшим. Этот факт часто неправильно оценивается следователем, который, надеясь на правдивые показания, полученные от обвиняемого (подозреваемого), снижает активность по поиску доказательств объективного характера. Обвиняемый же в свою очередь, обнаружив, что доказательств его вины недостаточно и обвинение фактически базируется на его собственных показаниях, изменяет их, признавая только то, что имеет объективное подтверждение.

Место, время и обстановка ДТП

Основная масса дорожно-транспортных происшествий происходит на участках дороги с наиболее интенсивным движением. Время ДТП также характеризуется месяцами, днями и часами, на которые приходится пик интенсивности движения: май – сентябрь (период отпусков, выездов на дачу), вечерние часы пятницы и воскресенья. Количество ДТП возрастает при ухудшении климатических условий.

Обстановка дорожно-транспортного происшествия включает в себя несколько элементов:

  • условия внешней среды, в которой осуществляется движение транспорта (конструктивные особенности устройства дороги, состояние дорожного покрытия, средства регулирования и организации движения, наличие ограждений, разметки, зелёных насаждений вдоль дороги, различных сооружений);
  • динамические элементы дорожного движения (интенсивность движения, взаимное положение транспортных средств и пешеходов, изменение сигналов движения;
  • условия восприятия обстановки (время года, суток, погода, наличие, естественное освещение, наличие искусственных источников света, интенсивность звуков, свойства участников движения – состояние зрения, слуха, реакции).

Механизм следообразования

Типичный механизм следообразования определяется тем какое именно ДТП произошло, в какой обстановке, каков был механизм развития аварии. Во время ДТП, как правило, образуется большое количество материальных следов. Так, при столкновении движущихся транспортных средств взаимодействие происходит между данными транспортными средствами, вследствие чего наблюдается деформация их отдельных частей, отделение узлов и деталей, разрушение стеклянных элементов. Характерно наличие следов – веществ – потёки и пятна воды, масла, антифриза, смазки и т.п. При взаимодействии транспортных средств между собой и с предметами окружающей обстановки остаются следы лакокрасочного покрытия (особенно важные при идентификации скрывшегося автомобиля).

Аналогичные следы возникают при наезде транспортного средства на неподвижные объекты. При наезде на пешехода (велосипедиста) на дороге остаются следы крови, трассы от волочения пострадавшего и т.п. Достаточно типичные следы в виде различных телесных повреждений имеются, как правило, на теле пострадавших пешеходов и водителей.

Данные следы способствуют установлению механизма происшествия, помогают установить положение пострадавших во время аварии. Исключительно важное значение имеют следы – отпечатки. Наиболее информативные из них – следы колёс транспортных средств. Они могут дать возможность идентифицировать автомобиль (следы качения), а также установить механизм происшествия (следы скольжения – юза, заноса, бокового перемещения колёс и т.п.).

При характеристике идеальных следов ДТП необходимо учитывать специфику их образования. Для дорожных происшествия характерна быстротечность события, его неожиданность, кратковременность восприятия и вследствие этого – ограниченность воспринятой и зафиксированной в памяти информации. Качество восприятия и запоминания зависит и от таких факторов, как освещённость, метеорологические условия, состояние участников ДТП и очевидцев (часто это состояние можно охарактеризовать как стрессовое). Всё это требует особенно тщательной работы с очевидцами и участниками ДТП, глубокой проверки и оценки всех показаний.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию:

  • событие преступления, вид ДТП, время, место, элементы обстановки, описанные в криминалистической характеристике. Необходимо выяснить, в чём именно заключались действия виновного, какие именно правила дорожного движения нарушены, в чём заключались последствия преступления; имеется ли причинная связь между действиями нарушителя и наступившими последствиями, механизм происшествия;
  • виновность лица в совершении преступления. Необходимо установить форму вины по отношению к нарушению правил дорожного движения и к наступившим последствиям, отсутствие состояния крайней необходимости, воздействия непреодолимой силы и т.п.;
  • обстоятельства, характеризующий личность виновного, особенности его поведения, отягчающие или смягчающие ответственность (состояние алкогольного или наркотического опьянения, оставление места ДТП, оказание помощь пострадавшим, оказание содействия в расследовании и т.п.);
  • характер и размер вреда, причинённого преступлением. В процессе расследования необходимо установить не только вред, предусмотренный в УК РФ – причинение смерти или вреда здоровью тяжкого или средней тяжести, но и другие вредные последствия: материальный и моральный вред.
  • причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Особенно важно выявить такие условия, которые связаны со статическими и динамическими элементами обстановки происшествия, затрудняют движение и могут привести к последующим дорожно-транспортным происшествиям (неисправность средств регулирования движения и т.п.).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)