Корректировка финансовой отчётности в целях оценки бизнеса

Общие правила и принципы ведения бухгалтерского учёта могут различаться, что отражается в учётной политике и финансовой отчётности. Для получения сопоставимости информации необходима корректировка – нормализация финансовых документов за предшествующие периоды (обычно три – пять лет) в целях установления показателей, характерных для нормального ведения предпринимательской деятельности.

Общие корректировки финансовой отчётности бизнеса позволяют приблизить к экономической реальности финансовую отчётность предприятия и, соответственно, потоки доходов.

Корректировки показателей финансовых отчётов проводятся для показателей, которые имеют прямое отношение к процессу оценки.

Корректировки могут быть целесообразными по следующим направлениям:

  • привести показатели поступлений и расходов к уровню, который характерен для операционной (основной, производственной) деятельности, которую предполагается продолжать;
  • представить сопоставимые финансовые данные по рассматриваемому бизнесу и аналогичным бизнесам;
  • привести показатели, приведённые в отчётах, в соответствие с рыночными стоимостями;
  • сделать поправки с учётом стоимости активов и обязательств, не связанных с операционной (основной, производственной) деятельностью, и соответствующих поступлений и расходов;
  • сделать поправки с учётом поступлений и расходов, не связанных с хозяйственной деятельностью.

Основные направления корректировок – исключение из финансовых отчётов следующих доходов и расходов:

  • излишние или непроизводственные затраты предприятия;
  • единовременные доходы и расходы, не связанные с деятельностью предприятия;
  • доходы и расходы по избыточным активам (производственным, непроизводственным, нефункционирующим);
  • личные доходы и расходы владельца предприятия и его родственников;
  • прочие.

На практике корректировки могут быть и положительными. Различают несколько видов бухгалтерской документации в зависимости от степени её корректировки.

Приведённый ретроспективный баланс – баланс, скорректированный на последнюю дату составления бухгалтерской отчётности. Корректировка заключается в исключении из баланса всех нематериальных активов и активов, не связанных с основной деятельностью предприятия, для повышения сопоставимости данных с отчётностью предприятий-аналогов. Корректируется также стоимость основных средств (переоценка, физический износ).

Если скорректировать стоимость материальных активов по рыночной стоимости, а также долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, дебиторскую и кредиторскую задолженность в соответствии с их реальным состоянием на дату оценки, то получим рыночный баланс.

Аналогично корректируется ретроспективный отчёт о финансовых результатах: из прибылей и убытков исключаются статьи, не связанные с основной деятельностью или искажающие результаты сравнения с предприятиями-аналогами. Корректируются выплаченные проценты по ссудам, заработная плата владельцев в целях оценки приравнивается к среднеотраслевой, увеличивается прибыль на величину избыточных расходов. Получается приведённый ретроспективный отчёт о финансовых результатах.

На основе этих ретроспективных финансовых отчётов, данных об отрасли, регионе, рынке, стране, прогнозируются финансовые показатели деятельности предприятия. Для сравнения с предприятиями-аналогами могут рассчитываться показатели в процентах. Например: остаточная стоимость машин и оборудования составляет 35 % стоимости всех активов.

Выделяются следующие направления работы с внутренней финансовой документацией предприятия в целях оценки:

  • инфляционная корректировка;
  • нормализация бухгалтерской отчётности;
  • трансформация бухгалтерской отчётности;
  • вычисление относительных показателей.

Цели инфляционной корректировки ретроспективной финансовой отчётности в процессе оценки бизнеса:

  • приведение ретроспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду;
  • учёт инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков и ставок дисконтирования.

Простейший способ инфляционной корректировки – переоценка всех статей баланса согласно изменению курса рубля относительно более стабильной валюты, например доллара или евро.

Достоинства способа – его простота и возможность работы без использования большого объёма дополнительной информации. Недостатки: корректировка по курсу валюты даёт неточные результаты, так как курсовые соотношения рубля и других валют не совпадают с их реальной покупательной способностью.

Второй способ инфляционной корректировки – переоценка статей актива и пассива баланса по колебаниям уровней товарных цен. Можно ориентироваться как на товарную массу в целом, так и на каждый конкретный товар или товарную группу. Это более точный способ инфляционной корректировки.

Третий способ инфляционной корректировки основан на учёте изменения общего уровня цен: различные статьи финансовых отчётов рассчитываются в денежных единицах одинаковой покупательной силы (в рублях базового или текущего периода на отчётную дату), для пересчётов используется индекс динамики валового национального продукта либо индекс потребительских или оптовых цен. Метод повышает реалистичность анализа, но не учитывает разную степень изменения стоимости отдельных активов. После инфляционной корректировки проводят нормализацию финансовой отчётности.

Нормализация бухгалтерской (финансовой) отчётности – корректировка отчётности на основе определения доходов и расходов, характерных для нормально действующего бизнеса. Возможность использования разных методов учёта операций, списания долгов и т. д. приводит к появлению различий в показателях прибыли и денежных потоков.

Рыночная стоимость части активов (например, нематериальных) может не учитываться при составлении баланса. Нормализация проводится для того, чтобы оценочные заключения имели объективный характер и основывались на реальных показателях, характеризующих деятельность предприятия, к тому же сопоставимых с показателями аналогичных предприятий.

В процессе оценки всегда проводится нормализация отчётности, в зависимости от целей оценки меняется объём применяемых корректировок. В отчёте должны быть объяснены расчёты и изменения, проводимые в ходе нормализации. Обратите внимание, что нормализованная финансовая отчётность может использоваться только в целях оценки.

Нормализующие корректировки финансовой документации проводятся по следующим направлениям:

  • корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов;
  • корректировка метода учёта операций (например, учёт запасов) или метода начисления амортизации;
  • корректировка данных бухгалтерской отчётности с целью определения рыночной стоимости активов.

К числу наиболее важных факторов, определяющих величину денежных потоков, относится себестоимость продукции – выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов, используемых непосредственно в процессе изготовления и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства. Кроме расходов, относимых на себестоимость, выделяются коммерческие и управленческие расходы, прочие операционные доходы и другие расходы, также влияющие на величину прибыли.

Корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов. Величина прибыли может быть занижена, и поэтому потенциального инвестора интересуют в первую очередь динамика выручки от реализации и структура себестоимости, а затем нормализованная прибыль.

Если речь идёт об оценке предприятий сферы услуг, сервисных и страховых компаний, сделок по слиянию и присоединению, акцент делается на анализе валовых доходов. Показатели прибыли и денежных потоков становятся следующим критерием при принятии инвестиционного решения.

Если ожидаемая будущая прибыль играет решающую роль в процессе оценки, то важно принимать этот показатель как отражение экономического дохода, получаемого компанией. Именно с этой целью и проводится нормализация бухгалтерской (финансовой) отчётности в процессе оценки.

В итоге корректировки получают нормализованный бухгалтерский баланс, скорректированный на расходы, не относящиеся к оцениваемому бизнесу. Изменения, полученные при корректировке баланса, должны найти отражение и в отчёте о финансовых результатах.

Оценщик рассчитывает нормализованный доход с учётом нетипичных расходов, не относящихся к основной деятельности. Кроме того, корректировке могут подвергнуться расходы, превышающие средние значения по предприятиям-аналогам.

Корректировка метода учёта операций. На величину прибыли и денежных потоков серьезное влияние могут оказывать методы учёта запасов и начисления амортизации.

В Российской Федерации приняты следующие методики учёта запасов:

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО): первым получен, первым отгружен;
  • по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО): последним получен, первым отгружен.

Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении того, что ресурсы, первые поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок с учётом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца.

Метод ЛИФО основан на допущении того, что ресурсы, первые поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок. При росте цен метод ЛИФО уменьшает налогооблагаемую прибыль и с этой точки зрения в условиях инфляции является более предпочтительным.

Если предприятие-аналог использует метод учёта запасов по средней себестоимости, в то время как на оцениваемом предприятии применяется метод ЛИФО, то разница (3750 – 3400 = 350 тыс. руб.), скорректированная на ставку налогообложения (24 %), может быть добавлена к величине прибыли после налогообложения.

Аналогичные расчёты проводятся и в сторону уменьшения величины прибыли. Размер прибыли также зависит от методов начисления износа как основных фондов, так и нематериальных активов. Корректировка данных бухгалтерской отчётности с целью определения рыночной стоимости активов. Балансовая стоимость активов, как правило, отличается от их рыночной оценки.

Итогом нормализации финансовой отчётности должен стать нормализованный баланс – это ретроспективный бухгалтерский баланс, в котором все балансовые показатели учитываются по их рыночной стоимости на дату оценки. После нормализации, если это требуется в соответствии с целями оценки, осуществляется трансформация финансовой отчётности.

Трансформация финансовой отчётности – это корректировка счетов для приведения к единым стандартам бухгалтерского учёта. Трансформация бухгалтерской отчётности не является обязательной в процессе оценки. Тогда в каких случаях она необходима? Российские предприятия выступают как объекты инвестирования со стороны иностранных инвесторов и сами пытаются инвестировать временно свободные средства.

Принятию решения об инвестировании предшествует детальный анализ финансового состояния компании, отчётность которой должна соответствовать международным стандартам, прежде всего в целях сопоставимости информации. Любая отчётная информация имеет принципиальное сходство: пользователям предоставляются данные об имущественном состоянии компании (баланс) и отчёт о финансовых результатах.

Вместе с тем между российской и международной системами учёта существуют различия:

  • по составу отчётности: западная отчётность содержит отчёт об изменениях собственного капитала (в соответствии с GAAP), примечания к финансовым отчётам;
  • по принципу построения основных показателей: российский баланс построен по принципу возрастания ликвидности, в то время как баланс по GAAP – по убыванию ликвидности;
  • ориентация на пользователя (основным органом, регламентирующим формирование системы бухгалтерского учёта в России, является Министерство финансов РФ – государственная структура, которая при выработке учётной модели руководствуется интересами государства). Отчётность направлена прежде всего на предоставление информации государственным органам с целью обеспечения ими функций контроля за налоговыми платежами в бюджет. Международные стандарты финансовой отчётности разработаны независимой организацией – Комитетом по международным стандартам финансовой отчётности, и, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности (МСФО), задачей финансовой отчётности является предоставление информации о финансовом положении, результатах деятельности предприятия, что является полезным при принятии экономических решений для широкого круга пользователей;
  • в российской отчётности о финансовых результатах себестоимость реализованной продукции может включать часть общехозяйственных расходов, т. е. расходов на управление, а в соответствии с МСФО себестоимость включает только прямые и накладные производственные затраты;
  • при продаже продукции ниже её себестоимости без достаточных оснований российские предприятия платят налог на прибыль с суммы разницы между рыночной ценой и ценой реализации, что неприемлемо для МСФО;
  • большую группу затрат российских предприятий представляют штрафы по актам налоговой инспекции, Пенсионного фонда и др.

Это только часть различий, поэтому полноценная процедура трансформации требует не только затрат времени, но и наличия высококвалифицированных специалистов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)