Корнелис Тиле

Классификации религий мира анализировал и разрабатывал не только М. Мюллер, но другие религиоведы, впоследствии ставшие классиками.

Например, голландский теолог и религиовед Корнелис Тиле (1830-1902) в работе «Основные принципы науки о религии» предлагает следующую классификацию религий:

  • Естественные религии.

Этим термином Тиле называет «определенные религии не с целью противопоставить их религиям Откровения, а также не потому, что их божества якобы были персонифицированными силами природы (что ни в коем случае не соответствует действительности), но в связи с тем, что они возникли в качестве религий племени или народа и, следовательно, сформировались, так сказать, в ходе естественного роста, никогда не отрицали этого своего происхождения, если даже они и были модифицированы в ходе дальнейшего развития или в результате творческой активности индивидов».

В свою очередь естественные религии подразделяются Тиле на низшие и высшие. К низшим Тиле относит основанные на полидемонизме анимистические религии, в число которых входит спиритизм. Здесь же оказались и тотемизм с фетишизмом. Высшие естественные религии, по Тиле, – политеистические племенные религии, зооморфизм, магия. Наиболее развитыми естественными религиями Тиле считает антропические или полуэтические религии. Боги этих религий антропоморфны, в основе их лежит поэтическая и полуфилософская мифология. Таковы, по Тиле, ведизм, древнеегипетеская, ассиро-вавилонская, древнегреческая, древнегерманская, древнеримская религии.

  • Этические религии, которые Тиле характеризует так: «Эти религии, удобства ради несколько прямолинейно названные этическими, могут быть в полной мере охарактеризованы как этико-индивидуалистские, и в силу этого они преимущественно представлены спиритуалистическими религиями откровения.

Их называют этическими, ибо они возникают из некоего этического возрождения, и индивидуалистическими, в силу того, что подобные движения всегда направлялись личностью или замкнутым кругом единомышленников, а еще более потому, что они возникают благодаря прояснению личного сознания; спиритуалистическими они являются постольку, поскольку вырастают из реакции против господствующего натуррелигиозного служения, религиями откровения – так как они почитают в основателе реформы глашатая нового откровения, является ли он восторженным проповедником, Сыном Божиим или Богочеловеком».

В основе этических религий, по Тиле, лежат пантеизм или монотеизм. В рамках этого типа религий Тиле выделяет две ступени:

  • партикуляристские (номистические) религии;
  • универсалистские (мессианские) религии.

В терминологии современного отечественного религиоведения партикуляристским религиям соответствуют народностно-национальные (или национально-государственные) религии (конфуцианство, даосизм, брахманизм и др.), а универсалистским – мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

Кроме ступеней развития, Тиле классифицирует религии и по другому основанию – по развитию того или иного религиозного аспекта и доведения его до логического предела, – и выделяет в этой связи несколько направлений. Как правило, подобные направления имеют некое общее ядро в виде единой в прошлом религии, из которой они в процессе эволюции выделились. Родственность этих религиозных направлений может быть как этнической – при формировании семейства национальных религий, так и сугубо религиозной, то есть выражающейся «в общей им основной религиозной идее, понимаемой и воплощаемой … различным способом».

В качестве примеров упомянутых направлений, Тиле приводит семитскую и арийскую семьи религий, что отчасти роднит его с М. Мюллером. При этом семитские религии Тиле характеризует, как теократические, ибо «в них преобладает идея превосходства Бога над человеком и миром (трансцендентность), его неограниченного господства в качестве царя и господина, абсолютного суверенитета, перед которым человек должен молча склоняться в слепом послушании». Арийские религии Тиле называет теантропическими, ибо «в этом семействе господствует идея божественного присутствия в мире явлений и родственности человека и Бога, так что здесь границы видимого и невидимого миров очерчены не особенно резко и боги могут становиться людьми, а люди – богами». Кульминацией семитской семьи религий является ислам, арийской – буддизм. Христианство же, по мнению Тиле, стремится к объединению обоих семейств, поскольку оно было основано как семитами, так и арийцами.

Следуя далее по пути все большего дробления в своей классификации религий, Тиле приходит к выводу о том, что в самих религиозных семействах возникает множество различных течений. Здесь он приводит примеры дробления тех религий, которые называются мировыми – буддизма (махаяна, хинаяна и т.д.), ислама (суннизм, шиизм и т.д.), христианства (восточная и западная церкви, множество различных ответвлений). Помимо чисто религиозного фактора, Тиле отводит большую роль в данном дроблении и этнической составляющей.

Однако, с точки зрения Тиле, несмотря на рассмотренные тенденции к дифференциации, в развитии религий имеются и тенденции к объединению, к поиску принципа единства в огромном многообразии религий мира.

Во многом близка тилевской классификация религий немецкого религиоведа Германа Зибека, подразделяющего их:

  • на естественные (религии примитивных обществ);
  • на моральные (религии китайцев, индийцев, египтян, персов, германцев, греков, римлян и др.);
  • на религии спасения (буддизм, христианство, ислам), переходной ступенью к которым выступает иудаизм.

Таким образом, классификации обоих религиоведов основываются на противопоставлении естественной и этической (моральной) религий в зависимости от того, понимается ли Бог в качестве личного существа или во главу угла поставлен моральный закон. Выделение Г. Зибеком в качестве третьей группы – религий спасения – не совсем удачно, хотя и разделяется рядом исследователей религии. Однако, представляется, что практически все религии своей целью видят спасение человека, другое дело, что формы и условия этого спасения различны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)