Концептуальные идеи и направления гуманистической педагогики

Аксиологическое «ядро» гуманистической педагогики может быть представлено как стержневые, концептуальные идеи, позволяющие классифицировать многочисленные альтернативные педагогические направления как однопорядковые явления. Однако альтернативность не стала одномерным или унифицированным общественным движением.

На уровне концептуально – теоретического и процессуально – технологического пластов педагогической действительности это проявилось в возникновении различных направлений.

Они по-разному решают проблему индивидуального развития человека, позволяющих разными путями достигать общей цели через раскрытие, развитие и позитивную реализацию задатков человека, через его самоактуализацию.

Само понятие альтернативы вообще и в педагогике в частности предполагает многообразие вариантов, наличие выбора, отказ от абсолютизации какого-либо единственного способа организации образования.

Поэтому существование альтернативной педагогической теории, сознания и практики находится в прямой зависимости от популярности и поддержки в обществе либерально-демократических ценностей и ориентиров.

Под используемым далее понятием педагогическое направление понимается совокупность педагогических воззрений, характеризующихся определенной концептуальной общностью, которая обосновывается, реализуется, развивается и поддерживается на протяжении определенного исторического этапа.

Под педагогическим проектом понимается частное проявление конкретного направления в педагогической реалии. Применение сравнительно-исторического метода в ходе изучения направлений и проектов альтернативной педагогики позволяет, изучить общее и особенное в историко – педагогических явлениях, выявить исторические аналогии.

Интересно
Этот метод позволяет развернуть сравнительное исследование педагогических систем на фоне разных культур и специфичных для каждого этапа ориентиров общественного сознания.

Первый этап в становлении современной гуманистической педагогики можно классифицировать по таким направлениям как педоцентризм, социально – педагогические новации, культурологический подход, антропософская педагогика.

Педоцентризм – индивидуальное развитие ребенка через его самодеятельность, признание самоценности детства и необходимости подчинения социальных институтов законам человеческой природы, то есть, прежде всего, акцент делается на роли психогенного аспекта хронотопа в развитии ребенка (М.Монтессори, О.Декроли, П.Блонский и т.п.).

Социально – педагогические новации – культивирование в условиях педагогической системы отношений демократии и совместного общежития через организацию мини – общества из активных сотрудников,- актуализируется социогенный аспект содержательного времени жизни ребенка (С. Френе, Д. Дьюи, П. Петерсен, Е. Левицкая, Шацкий и др.).

Культурологический подход – отношение к обучаемому как субъекту культуры; опора на мировоззренческие представления о сущности человека и особенностях его вхождения в культуру акцент на символическое время (Г. Винекен, школа им. А. Лихтварка и т.п.).

Антропософская педагогика – сохранение и естественное развитие в человеке “субстанции детства”, без которой человек не может оставаться самим собой, учение «духовно-научной экологии детства», акцент на психогенный, биологический и символический аспекты содержательного времени.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)