Учение о функциональной системе
Новое представление о ВПФ как общественно-исторических по происхождению, их прижизненном формировании требовало и новых представлений о физиологической их основе. А. Р. Лурия считал неправомерным объяснение взаимодействия сложных ВПФ с мозгом в понятиях классической физиологии условных рефлексов, рассматривая эти попытки как проявления «физиологического редукционизма».
Наиболее адекватным для объяснения психофизиологических механизмов психической деятельности Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др. считали созданное П. К. Анохиным учение о функциональных системах.
В конце XIX века появились работы русских ученых не только об интеграции как закономерном способе работы мозга, но и идея о социально-биологической интеграции как высшем уровне функционирования человеческого организма, вт. ч. и головного мозга (Н. И. Огарев, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов, И. П. Павлов и др.).
И. П. Павлов обозначил это свойство физиологии мозга принципом системности работы больших полушарий головного мозга. А позже А. А. Ухтомский выдвинул идею о существовании особых физиологических или функциональных органов нервной системы.
Он писал: «Обычно с понятием орган наша мысль связывает нечто морфологически отличное, постоянное, с какими-то постоянными статическими признаками. Мне кажется, что совершенно не обязательно, и в особенности духу новой науки было бы свойственно не видеть здесь ничего обязательного».
Гак возникла идея, получившая экспериментальное подтверждение, о функциональных объединениях физиологических процессов в сложные системы, реализующие ВПФ. Прижизненное индивидуальное формирование психических процессов, зависящих от жизненных условий, шло одновременно и благодаря формированию и развитию во времени функциональных систем, которые, собственно, и являются психофизиологической основой ВПФ.
Эта идея получила дальнейшее развитие в трудах советских исследователей Н. А. Бернштейна, Э. А. Асратяна, Г. И. Полякова, П. К. Анохина и его научной школы, А. Р. Лурии (для высших психических процессов). П. К. Анохин и его научная школа рассматривали интеграцию в центральной нервной системе как закономерный физиологический феномен, а функциональную систему как самый высший принцип интегрирования частных механизмов.
Сама идея об интеграции, как известно, принадлежала многим видным философам и неврологам, физиологам и психологам. Изначально к ней обратился известный философ Spenser, затем стали широко известны работы в этом направлении Scherrington, Munk, Heering и др. В дальнейшем теория об интегративном способе работы мозга развивалась совместно с идеей о его компенсаторных возможностях.
- Апробация методики формирующего обучения и ее результаты
- Формы организации занятий и отдыха детей
- Метод иллюстрации
- Метод «Слова по кругу»
- Развернутое нейропсихологическое обследование
- Проблема и задачи формирующего обучения детей
- Обсуждение результатов исследования
- Результаты исследования
- Характеристика групп испытуемых, задачи и методика исследования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу