Социально-биологическая интеграция в развитии психической деятельности детей

Современные представления о социальном и биологическом в психике человека являются наиболее важной концепцией, анализ которой необходим для понимания условий формирования и развития ВПФ, а также и нарушения этого процесса или его отставания в развитии и др.

Идея о социально-биологической интеграции как высшем уровне функционирования человеческого организма не новая; уже в конце XIX столетия она вошла в представления прогрессивных исследователей, которые увидели в этой интеграции возможность понять принципы работы мозга и его роль в психике человека.

Так, А. И. Герцен в письме к своему сыну в 1870 году писал, что «… физиология мужественно выполнила свою задачу, разложив человека на бесконечные действия и противодействия, сведя его к скрещению, вихрю рефлекторных актов. Пусть она позволит теперь социологии восстановить его цельность. Социология вырвет человека из анатомического театра и возвратит его истории».

Эти весьма важные представления известных мыслителей прошлого века о том, что человек принадлежит истории и обществу и формируется в них и благодаря им, что человек — это не биологическое существо, часто забываются в наш век бурного развития различных областей научного знания.

Отечественные психологи также считали, что хотя биологическая наследственность и существует у человека, но она не распространяется на психическую сферу. Специфические человеческие психические процессы и способности человека не передаются в порядке биологической наследственности, а формируются у людей прижизненно в процессе присвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями, внутрипредметной деятельности и общения с окружающими людьми.

Психические способности человека передавались и передаются от поколения к поколению в новой форме (отличной от форм передачи опыта в животном мире), в форме прижизненного присвоения опыта предыдущих поколений.

При этом следует учитывать, что присвоение и усвоение знаний является чисто человеческим способом, которого не существует в животном мире. «Присвоение общественно-исторического опыта создает изменение общей структуры процессов поведения и отражения, формирует новые способы поведения и порождает…» новые его формы и виды

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)