Развитие межанализаторных связей у детей

Необходимо отметить еще одну существенную характеристику созревания и развития анатомических структур мозга — развитие взаимодействия, «сотрудничества», как писал С. В. Кравков, различных анализаторных систем.

На основе экспериментального материала им был сделан вывод о постоянном «сотрудничестве» в процессе развития и психической деятельности субъекта зрительной и кинестетической систем афферентаций. Исследования в его лаборатории показали наличие функциональных связей межцентрального порядка между двигательным и зрительным анализаторами, слуховыми и зрительными областями коры, между слуховой и осязательной чувствительностью.

В современных нейрофизиологических исследованиях рассматриваются механизмы интеграции сенсорных систем на разных уровнях мозга. Так, А. Фессар писал, что интеграция сенсорных сигналов разных модальностей осуществляется на всех уровнях центральной нервной системы, но своих высших форм она достигает на уровне коры головного мозга.

По данным Московского института мозга, наиболее интенсивное увеличение ассоциативных областей мозга происходит в возрасте 3—3,5года, а особенно сложные зоны созревают к 7—12 годам.
Эти факты нейрофизиологических исследований доказывают, во-первых, прижизненное анатомическое созревание наиболее сложных зон мозга, его коры.

Во-вторых, показывают, что путь развития психофизиологической основы ВПФ — это путь не изолированного созревания отдельных зон мозга, или анализаторных систем, а путь «сотрудничества», взаимодействия и взаимовлияния различных афферентаций, идущих с разных анализаторных систем, т.е. путь системно-функционального развития мозга и, как мы увидим ниже, формирования его функциональных систем.

В-третьих, эти данные согласуются с положением, высказанным А. Н. Леонтьевым о том, что «…главный прогресс в развитии мозга, совершавшийся в период становления человека современного типа, по-видимому, заключается в том, что происходила постепенная кортикализация функций фиксации динамических структур, т. е. передача коре — этому органу онтогенетического опыта — главной роли в накоплении социально-общественного опыта и развития высших психических функций»

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)