Конституция РФ

Особое место в правовой основе местного самоуправления в Российской Федерации занимает Конституция РФ – ядро российской системы права.
В Конституции РФ определяются наиболее общие направления формирования и функционирования местного самоуправления, характеризующие специфику внутригосударственной организации местного самоуправления.
Статья 3
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 9
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 15
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статья 72
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Статья 130
1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статья 133
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Федеральные нормативные правовые акты
Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления в России, закрепленные Конституцией РФ, получили свое развитие в федеральном законодательстве.
Если говорить в более общей форме об актах федерального значения, содержащих в себе нормы, регулирующие вопросы осуществления местного самоуправления, то их можно разделить следующим образом:

  • федеральные законы:
    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
    Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации»;
    Федеральный закон от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
    Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».Кроме того, в правовом регулировании местного самоуправления значения большое значение имеют и такие правовые акты как Бюджетный кодекс РФ (который устанавливает основы бюджетного процесса на территории муниципального образования), Налоговый кодекс РФ (регулирующий вопросы установления местных налогов и сборов), Трудовой кодекс РФ (в вопросах регулирования трудовых отношений должностных лиц местного самоуправления) и др.;
  • федеральные конституционные законы;
  • нормативные акты Президента РФ, палат парламента, Правительства РФ;
  • акты Конституционного Суда РФ.

При этом, следует отметить, что перечисленные акты в свою очередь можно классифицировать на акты базовые (специальные) посвященные именно регулированию местного самоуправления, и акты, содержащие в себе нормы о местном самоуправлении.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Несомненно, важную роль в формировании правовой основы местного самоуправления играют и субъекты Федерации. Данный факт подтверждается следующим:

  • субъекты РФ осуществляют правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления, закрепляя в своих Конституциях (Уставах) положения об организации местного самоуправления;
  • установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации;
  • органы государственной власти субъектов Федерации регулируют вопросы организации местного самоуправления лишь в случаях и порядке, указанных в Федеральном законе;
  • органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
  • органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
  • органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Федерации в порядке, установленном Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • субъекты Федерации обеспечивают контроль за соблюдением законо-дательства о местном самоуправлении. В частности, создаваемые в субъектах конституционные (уставные) суды призваны обеспечивать соответствие нормативных правовых актов субъектов по вопросам местного самоуправления, нормативных правовых актов муниципальных образований конституции (уставу) субъекта Федерации.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)