Конституционный статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции РФ.

В соответствие с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Объем прав, свобод и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства может определяться в специальных законах, например в Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Различие в объеме правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства зависит и от сроков пребывания в Российской Федерации, например, временно проживающий иностранный гражданин в России не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Исключения из объема правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства касаются ряда политических прав (избирательных прав, участия в референдумах и др.), несения воинской службы.

Исходя из этого, всех иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, можно подразделить на три категории в зависимости от срока их пребывания:

  • временно пребывающие в Российской Федерации, которые пребывают на территорию Российской Федерации, как правило, на основании выданной им визы, и срок их пребывания ограничивается сроком действия выданной визы. Визовый порядок въезда и выезда из страны установлен Федеральным законом от 15.09.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Кроме того, иностранный гражданин может пребывать в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание. Однако срок такого пребывания в Российской Федерации не может превышать 90 дней (ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; 1
  • временно проживающие в Российской Федерации. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину (ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»): родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации; признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации; имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации; состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации; осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ; поступившему на военную службу, на срок его военной службы и др. случаи. 2 Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, с перерегистрацией в органах внутренних дел ежегодно.
  • постоянно проживающие в Российской Федерации.

Специфической группой субъектов права являются беженцы и вынужденные переселенцы. Правовой статус этих категорий помимо таких предпосылок его наполнения как отношения к гражданству и нахождения на территории того или иного государства, обладает еще одной, которая позволяет группировать рассматриваемые категории лиц в отдельную весьма специфическую группу субъектов конституционного права. Речь идет о сходстве фактических обстоятельств возникновения правовых статусов.

Как правило, лицо становится беженцем или вынужденным переселенцем:

  • вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия;
  • при осуществлении преследования в различных формах;
  • вследствие несоответствия политических убеждений, преследуемых официальной государственной доктрине;
  • вследствие расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе.

Совокупность этих предпосылок позволяет классифицировать граждан как собственно граждан и граждан, обладающих статусом вынужденного переселенца; а иностранных граждан – как собственно иностранных граждан и иностранных граждан, обладающих статусом беженца.

Из этого видно, что к указанной категории не относятся так называемые «экономические беженцы», которые покидают свою страну по экономическим соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности; совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.

Лицо, признанное беженцем на территории России, наделяется определенным кругом прав и обязанностей, а также обладает рядом гарантий.

Среди прав беженца можно выделить:

  • получение услуг переводчика и информации о своих правах и обязанностях;
  • получение содействия в оформлении документов, в переезде и провозе багажа к месту пребывания;
  • получение питания и пользование коммунальными услугами;
  • охрана в целях обеспечения безопасности;
  • пользование жилыми помещениями; медицинская и лекарственная помощь;
  • получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве, работы по найму;
  • социальная защита, в том числе социальное обеспечение;
  • содействие в устройстве детей в государственные и муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения;
  • получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем;
  • обращение за помощью в оформлении документов для выезда за пределы территории России;
  • участие в общественной деятельности государства;
  • добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (прежнего, обычного местожительства).

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны на территории России:

  • соблюдать Конституцию, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, в том числе субъектов Федерации;
  • своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, которое определено миграционными органами;
  • соблюдать установленный порядок проживания;
  • в течение семи дней известить миграционные органы об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства России;
  • проходить ежегодный переучет в сроки, установленные территориальными миграционными органами.

Юридическую основу статуса беженца и вынужденного переселенца составляют международно-правовые акты:

  • Конвенция о статусе беженцев от 28.08.1951;
  • Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31.01.1967;
  • Устав управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ) от 14.12.1950;
  • Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24.09.1993.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о статусе беженцев в 1992 г. Тогда же в Москве были открыты постоянные представительства УВКБ и международной организации по миграции.

Статус беженца и вынужденного переселенца определяются также:

  • Конституцией РФ (ст. 63 и др.);
  • Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»;
  • Федеральным законом от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах».

Вынужденными переселенцами могут быть признаны: гражданин России, который покинул место жительства на территории одного из субъектов Федерации и прибыл на территорию другого субъекта или вынужден покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России; иностранец, лицо без гражданства, которые покинули место постоянного жительства на территории одного из субъектов Федерации и прибыли на территорию другого субъекта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)