Коммуникативные процессы в организациях

Понятие «коммуникация» (лат. communicatio – сообщение, пере-дача, связывание) в современном мире пользуется особой популярностью как в разнопредметных академических кругах, так и в приклад-ном аспекте, что приводит к неоднозначной его интерпретации.

Среди наиболее универсальных и самых элементарных определений существует следующее: коммуникация – это процесс обмена сообщениями, информацией. Коммуникацию можно понимать как процесс, в результате которого передается информация от отправите-ля к получателю. Однако в гуманитарных науках под коммуникацией часто понимается «смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия».

Как отмечают некоторые исследователи, сообщения всегда имеют идеальное содержание, но не всегда материальную, чувственно воспринимаемую форму. Важно, чтобы мы понимали, что передает нам собеседник. Поэтому, следует также заключить, что коммуникацию можно представить как «движение смыслов в социальном времени и пространстве».

Это движение воз-можно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную сферу. В связи с подобным видением коммуникации особое значение приобретает также и проблема понимания, правильной де-шифровки переданного смысла. Но какими бы ни были определения термина «коммуникация», многие из них описывают процесс взаимодействия между людьми.

Поскольку деятельность любой организации построена на взаимодействии, то управление коммуникативными процессами является важным механизмом современного менеджмента коммерческих и некоммерческих организаций. Коммуникативные процессы, с одной стороны, связывают отдельных людей внутри организации и, с другой стороны, обеспечивают взаимодействие между организацией и внешней средой.

Что касается эффективности коммуникативных процессов внутри организаций, то с этой задачей справляются различные инструменты менеджмента (планирование, организация, мотивация и т.д.). Тогда как разработанные в наши дни технологии коммуникации скорее применимы к процессам взаимодействия организации с внешней средой.

Коммуникация различается по способу кодирования сообщений, которые передаются от адресата к получателю. Коммуникация может быть вербальной (осуществляется с помощью речи) и невербальной (осуществляется с помощью жестов, поз, мимики и т.д.). Кроме того, коммуникация может различаться и количеством участников процесса взаимодействия.

Например, в межличностной коммуникации присутствуют два или несколько человек (беседа двух людей), а в групповой участников больше (учитель и группа учеников).

В управлении процессами коммуникации немаловажное значение приобретает массовая коммуникация, явным признаком которой выступает масса или огромное количество людей, получающее сообщения от коммуникатора (отправителя сообщения). Для того, чтобы масса людей получила сообщение, необходимы средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, Интернет).

Среди особенностей массовой коммуникации следует отметить открытость и публичность ее процессов, нередко отсутствует непосредственный контакт между коммуникатором и реципиентом (получателем сообщения). Большую роль в массовой коммуникации играют СМИ, которые обеспечивают тиражирование информации и ее регулярную циркуляцию, а также реализацию механизма воздействия на массовое сознание.

С помощью использования в деятельности организации технологий массовой коммуникации существует возможность повысить эффективность ее деятельности и существенно повлиять на ряд показателей, о которых речь пойдет позже.

В процессе коммуникации могут участвовать от 5 до 15 компонентов. Существует, например, такая структура коммуникации:

‒ коммуникатор или отправитель сообщения (например, директор учреждения, менеджер отдела, президент компании или организация в целом);

‒ сообщение или та информация, которая кодируется (в виде текста, символа, мелодии, звука, жеста) и передается в процессе коммуникации;

‒ средство коммуникации, канал распространения коммуникации (телевидение, буклет, журнал);

‒ шумы или помехи в коммуникации (языковой барьер, параллельный сигнал, выход из строя техники, возраст и т.д.);

‒ аудитория, принимающая и декодирующая сообщение (получатель сообщения нередко является целевой аудиторией);

– эффект коммуникации, выражающийся в реакции реципиента на посланное сообщение.

Важно отметить, что знание роли и содержания каждого компонента коммуникации позволяет эффективно управлять процессом коммуникации в целом. При этом знание управленческих технологий и области массовой коммуникации и может быть эффективно использовано в менеджменте организации при формировании ею имиджа, бренда, при проведении ПР-компании, рекламы и в прочих технологиях взаимодействия организации с внешней средой.

Рассмотрим этапы коммуникативного процесса.

На предварительном этапе коммуникации происходит зарождение идеи, которая должна быть неординарной, ориентированной на запросы и характеристики аудитории.

На втором этапе источник информации генерирует идею, при-дает ей презентабельный вид с использованием подходящих слов и ассоциаций, символов и цветовой гаммы и т.д. На данном этапе могут возникнуть трудности в коммуникации с публикой в силу того, что профессионалы не всегда учитывают интерпретативный уровень целевой аудитории. Несоответствие в кодировании и декодировании сообщений приводит к искажению смысла отправленного сообщения.

На третьем этапе коммуникатор выбирает передатчик информации и канал, совместный с используемым типом кодирования информации. Например, информацию о туристическом маршруте желательно донести до аудитории с помощью схемы, которая должна быть представлена визуально.

Передавать информацию отправитель может непосредственно, а может опосредованно, с использованием технических средств и иных средств передачи информации. Что касается коммуникативного канала, то его обычно сравнивают с воображаемым путем следования сообщения. Наиболее эффективным в теории коммуникации признается использование больше одного канала, особенно если получателем информации является массовая аудитория.

На четвертом этапе сообщение выходит из-под контроля коммуникатора и отправляется к реципиенту, принимающему информацию. Отправленное послание воздействует на получателя, и на дан-ном этапе важно, чтобы полученное сообщение было правильно раскодировано, т.е. понятно его значение. Кроме того, на данном этапе обнаруживается эффект коммуникации, который выражается во влиянии смысла сообщения на мнения, оценки, убеждения, и главное, по-ведение реципиента.

В случае, если коммуникация носит непосредственный, диалоговый характер между двумя и более участниками, то вслед за этими этапами возникает обратная связь, т.е. ответ на полученное послание. Что касается массовой коммуникации, с помощью которой можно рассматривать взаимодействие организации и внешней среды, то здесь обратная связь носит лишь косвенный характер, а не прямой.

Таким образом, в результате коммуникации информация передается от коммуникатора к реципиенту. В качестве участников коммуникации выступают как отдельные лица, так и организации в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)