Командообразование как создание специальной разновидности формальной группы под конкретную задачу или проект

Понятие команд. Термины “команда”, “рабочая команда”, “командная работа” можно определить как несколько человек, действующих совместно при выполнении какой-либо работы или осуществлении деятельности; группа индивидов, которые распределяют между собой рабочие операции и ответственность за получение конкретных результатов; людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность. Члены любой рабочей команды для достижения целей нуждаются в работе других членов, т. е. взаимозависимы в работе. Команда отличается от обычной рабочей группы более высоким уровнем сплоченности, ответственности и взаимопонимания.

Для команд характерны:

  • взаимозависимость: каждый член команды вносит свой индивидуальный вклад в общую работу. Члены команды зависят от работы друг друга. В команде все делятся друг с другом рабочей информацией. Члены команды также воспринимаются как равноправные участники процесса деятельности и имеют возможность влиять друг на друга;
  • разделяемая ответственность: ответственность за командные цели понимается и разделяется всеми;
  • результат: ответственность за командные результаты разделяется всеми членами группы и фокусирует групповую активность. Главным отличием сплоченных команд от традиционных, обычных формальных рабочих групп является наличие синергетического эффекта (при котором сумма целого больше, чем потенциал отдельных частей).

Чаще всего называют командой небольшое количество человек (обычно 5–7, реже до 15–20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе.

Под рабочей командой В. В. Авдеев, разработчик оригинальной технологии формирования команд, понимает группу психологически совместимых лиц, объединенных стратегическим интересом, концептуально-технологически мыслящих в области профессиональной компетенции и работающих.

Ресурсы управленческой команды, по его мнению, обусловлены:

  • сплоченностью, ориентированной на деятельность, которая опосредуется благодаря согласованности приоритетов стратегических интересов, а также особенностям проявления ценностных компонентов;
  • формально-динамическими свойствами индивидуальности, проявляющимися в специфике реализации поведенческих актов;
  • темпераментом, определяющим как предрасположенность к решению определенного типа задач, так и типические межличностные отношения.

Команда – это группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои действия и трудовые усилия.

Несмотря на то, что команда – это группа людей, эти два понятия не являются взаимозаменяемыми. Понятие команды подразумевает, что все ее члены привержены единой миссии.

В основе создания команд лежат три базовые идеи:

  1. Члены команды объединены общими намерениями, целями и задачами.
  2. Члены команды взаимозависимы, они нуждаются друг в друге для достижения командных и личных целей.
  3. Члены команды принимают утверждение, что совместная работа более эффективна.

Типы команд. Не является секретом тот факт, что в одной и той же организации могут существовать команды самых разных типов. Самый простой способ классификации команд – разделение их на те, что создаются как часть формальной структуры организации, и те, цель которых состоит в расширении участия их членов в управлении.

Формальные команды. Выделяют три разновидности формальных команд: с горизонтальными и вертикальными структурными взаимосвязями, а также специализированные команды.

Вертикальная команда включает менеджера и его формальных подчиненных. Такую команду иногда еще называют функциональной. Как правило, в вертикальную команду входит отдел в целом. Команды, управляемые менеджером, могут идеально подходить для простых задач, когда определена главная цель.

Горизонтальная команда состоит из работников примерно одного и того же уровня, но из разных отделов. Они собираются вместе, получают задачу, а после ее выполнения могут возвратиться к исполнению своих постоянных трудовых обязанностей. Обычно горизонтальные команды формируются в виде специальных групп или комитетов.

Специализированная (проектная) команда не входят в формальную структуру организации и работает над наиболее важными или требующими уникальных творческих навыков проектами. Такие команды создаются ради определенной цели и по ее достижении расформировываются.

Самоуправляемые команды. Объединение работников низших уровней в команды преследует цель привлечения их к процессу принятия решений. Конечная цель – повышение производительности. Самоуправляемые команды обычно состоят из 5–20 обладающих различными навыками работников, которые отвечают за весь цикл производства товара или услуги. Идея заключается в том, что команда сама, без прямого участия менеджеров и контролеров, несет ответственность за свою работу, принимает решения, контролирует эффективность.

Виртуальные команды. Команда состоит из людей разных организаций, объединяемых при помощи современных информационных и телекоммуникационных технологий. Виртуальные команды отличаются высокой гибкостью и динамизмом. Это могут быть как кратковременные команды, так и долговременные и даже постоянные самоуправляемые команды.

Глобальные команды. Это команды, объединяющие людей из разных стран, разных национальностей, чья деятельность может охватывать несколько государств. С точки зрения руководства, они создают большой комплекс проблем.

Существуют два вида команд в зависимости от планируемых сроков их функционирования и количества решаемых задач:

  • кросс-функциональная команда формируется для достижения одной цели, выполнения определенного объема работ или реализации конкретного проекта;
  • интактными командами называются существующие продолжительное время рабочие группы, сформированные для решения значительного количества достаточно схожих задач.

Современные тренеры по командообразованию выделяют дополнительные типы команд с точки зрения распределения полномочий и управления процессами групповой деятельности.

Целенаправленные, или самопроектирумые, команды сами определяют свои задачи и методы их достижения. Целенаправленные команды предлагают максимальный потенциал для новаторства, усиливают приверженность целям и мотивацию, предоставляют возможности для организационного обучения и изменений.

Предпосылки формирования команды. Когда на предприятии присутствуют хотя бы несколько из перечисленных утверждений, формирование команды необходимо:

  1. Руководитель хочет найти дополнительные нематериальные ресурсы для повышения эффективности сотрудников.
  2. Руководитель хочет повысить творческую активность сотрудников.
  3. Личные цели сотрудников начинают преобладать над общими целями предприятия: сотрудники работают больше на себя, чем на предприятие.
  4. Непонимание и несогласованность целей предприятия на разных уровнях иерархии.
  5. Плохое распределение функций – у одних возникает ощущение, что они делают больше, чем другие.
  6. Руководство уделяет мало внимания оценке деятельности подчиненных: система мотивации построена односторонне (только материальное стимулирование или наказание).
  7. Непонимание сотрудниками того, что на данный момент происходит на предприятии.
  8. Несогласованность работы между подразделениями, отделами.
  9. Неверие в возможность достижения общих целей.
  10. Отсутствие в компании традиции обучения и развития персонала.
  11. При конфликтах или ошибках преобладает тенденция искать виновных, уходить от ответственности.

Если хотя бы несколько из перечисленных утверждений присутствуют, руководителю следует подумать о проведении программы командообразования, начиная с верхнего уровня руководства, т. е. с создания управленческой команды.

Решая вопрос о возможности использования группы для выполнения определенных задач, менеджер должен взвесить их преимущества и недостатки.

Преимущества команд. Возрастание индивидуальных трудовых усилий связано с объективным возникновением состязательности, желанием отличиться или по крайней мере не отстать от других людей.

Удовлетворенность членов группы. Именно работа в группе позволяет удовлетворить потребности в причастности, принадлежности, социальном взаимодействии. Сплоченные группы уменьшают одиночество, способствуют развитию чувства собственного достоинства, значимости, так как люди включены в групповую работу с особыми целями. У такой работы больше шансов приносить наслаждение.

Расширение рабочих навыков и знаний. Люди, обладающие большим опытом, навыками и секретами мастерства, передают их всем участникам группы, обучают необходимым операциям, работам по выполнению задач группы.

Возрастание организационной гибкости. Традиционные организации имеют жесткую структуру, когда каждый работник выполняет только одну специфическую работу, функцию. В командах ее члены могут выполнять обязанности друг друга.

Недостатки команд. Перераспределение власти. Когда в компании создаются самоуправляемые рабочие команды, основными проигравшими являются менеджеры низшего и среднего звена. Им трудно приспособиться к новой ситуации. Проблема безбилетника. Этот термин относится к члену команды, который пользуется всеми преимуществами членства в команде, но не вносит пропорционального вклада в ее работу, прячется за спины других людей.

Затраты на координацию – это время и усилия, необходимые для координации действий время и на подготовку к совместной работе.

Процесс командообразования. Профессиональная команда состоит из индивидов, отличающихся по демографическим признакам, т. е. возрасту, образованию, профессии, физиологическим особенностям и индивидуальным характеристикам. Каждый член приходит со своим опытом, ценностями, надеждами, устремлениями, потребностями, суждениями, способностями, стилем поведения, с присущими ему видами психологических адаптационных механизмов, противоположными социальными и индивидуальными навыками. Исходя из имеющегося опыта индивид приписывает отдельным участникам определенные особенности, соответствующим образом относится к ним и реагирует на них.

Отличаясь уровнем активности, степенью проявления интереса к окружающим, популярностью и авторитетом, устойчивостью к воздействию стресса, стремлением к лидерству, индивиды создают сложную сеть взаимоотношений, подвергающихся изменениям. Это означает, что состав команды влияет на поведение отдельных членов и ее функционирования. Уровень квалификации работников является важнейшим компонентом трудового потенциала. Недостаточный профессионализм является тормозом в работе команды, что влияет на развитие и рост эффективности предприятий и организаций.

Важнейшими процессами, протекающими в команде, являются:

  • процессы становления и развития команды;
  • процессы выработки и реализации командных норм;
  • процессы выработки и принятия решений.

В процессе становления и развития команды можно выделить шесть этапов.

  1. Формирование, когда команда представляет собой только скопление отдельных людей. На этом этапе формируются ее цели, название, круг возможных дел, выявляются или назначаются руководители, а люди стремятся установить свою индивидуальность в команде.
  2. Бурление, когда оспариваются цели деятельности и методы их достижения, нормы поведения, способы руководства. На этом этапе формируются чувства доверия и единения команды, раскрываются скрытые личные цели участников, возможно проявление враждебности. Некоторые команды на этом этапе свою жизнь заканчивают. Это происходит в том случае, если люди, которые вместе собрались, не могут совместно работать.
  3. Нормирование, когда устанавливаются нормы и модели работы команды, определяются ее возможности. На этом этапе члены команды узнают достоинства и недостатки друг друга, формируют в своем сознании модели коллег.
  4. Функционирование, когда команда, пройдя предшествующие три этапа, решает реальные задачи. Этот этап может продолжаться достаточно долго. В команду могут приходить новые люди, а некоторые члены группы могут покидать ее, но, если уровень и количество решаемых задач остаются неизменными, команда останется собой. Если же количество решаемых задач или их сложность возрастают, то наступает следующий этап жизни команды.
  5. Расширение, когда в команду приходит больше людей, чем из нее уходит. Происходит образование неформальных подкоманд, некоторые из них начинают выполнять формальные функции, т. е. решать свои относительно обособленные задачи. И тогда наступает шестой этап.
  6. Распад команды и образование на ее основе новых команд.

Если цель для команды четко определена и осознается всеми ее участниками как важная, то первые три этапа могут быть пройдены за несколько часов. Руководитель, заинтересованный в скорейшем преодолении эмоциональных барьеров между членами создаваемой команды, должен учитывать, что величина этих барьеров определяется расстоянием, существующим между членами команды, как в переносном, так и в прямом смысле. Каждый человек некоторое воздушное пространство вокруг себя считает своим. В этом пространстве можно выделить ряд зон: общественную, социальную, личную, интимную, сверхинтимную.

Общественная зона – это расстояние, на котором человеку наиболее удобно выступать перед аудиторией.

Социальная зона – это расстояние, на котором человек стремится держаться по отношению к незнакомым людям, с которыми ему нужно контактировать. Именно на этом расстоянии держатся члены создаваемой команды.

Личная зона – это расстояние, которое обычно разделяет хорошо знакомых людей и членов команды, проработавших вместе некоторое время. Новому человеку в команде не стоит сразу пытаться вторгаться в личные зоны своих коллег. Пройдет некоторое время, нового сотрудника признают своим, и он будет допущен в личные зоны других членов команды.

Интимная зона является наиболее значимой для человека. Именно ее он охраняет как свою собственность, разрешая проникать в нее только тем людям, с которыми находится в тесном эмоциональном контакте.

Проникновение в сверхинтимную зону требует непосредственного телесного контакта, поэтому в нее допускаются только члены семьи или сексуальные партнеры.

Социальный статус руководителя команды подразумевает, что он должен общаться с подчиненными на уровне социальной зоны. Но, общаясь на этом уровне, он не сможет стать своим для других членов команды. Для этого руководитель должен периодически санкционировано вторгаться в личные и интимные зоны своих коллег, позволяя последним делать то же самое. Лучше всего для этого подходит неформальная обстановка.

Процессы выработки и реализации командных норм являются обязательными в жизнедеятельности любой команды, так как любая команда вырабатывает свои нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. Поэтому эти процессы иногда называют процессами командного давления.

Командные нормы представляют собой определенные, выработанные командой и принятые большинством ее членов, правила поведения, с помощью которых регулируются взаимоотношения между членами команды и определяется отношение команды к работе и внешним воздействиям. Вместе с нормами команда вырабатывает систему поощрений и наказаний за их соблюдение или несоблюдение. В качестве поощрений могут выступать повышение статуса члена команды, повышение уровня его эмоционального принятия, а в качестве наказаний – снижение уровня общения, понижение статуса, исключение из коммуникативной сети.

Особенно остро проблема принятия командных норм встает перед новым членом команды. Можно говорить о четырех вариантах его поведения:

  • свободное, сознательное принятие норм и ценностей команды, в этом случае говорят о референтности команды;
  •  вынужденное принятие под угрозами наказаний со стороны команды;
  • равнодушие к командным нормам, т. е. человек входит в команду, но остается приверженцем собственных явно не демонстрируемых норм;
  • демонстрация антагонизма по отношению к команде, отстаивание своих норм и ценностей, вплоть до ухода из команды.

Первый вариант является наиболее благоприятным как для команды, так и для новичка.

Второй вариант не столь благоприятен, но является наиболее распространенным. Феномен принятия человеком командных ценностей и норм под угрозой санкций со стороны группы называется конформизмом и рассматривается сегодня как один из важнейших элементов механизма поддержания единства команды.

Можно говорить о конформности:

  • как о черте личности, характеризующей ее склонность разрешать конфликты в пользу команды, в этом случаи человек, принимая точку зрения команды, внутренне соглашается с ней и считает уже своей;
  • как о социальном приспособленчестве, когда человек, принимая точку зрения команды, внутренне не согласен с ней. Конформные реакции в разных ситуациях проявляют от 15 до 80 % людей, в них участвующих, т. е. конформность является немаловажным фактором социального поведения человека.

Уровень конформности зависит от следующих моментов:

  • значимости для человека принимаемого решения или высказывания: чем эта значимость выше, тем ниже уровень конформности;
  • авторитетности людей, высказывающих в команде те или иные идеи: чем она выше, тем выше уровень конформности других членов команды;
  • количества членов команды, высказывающих единое мнение: чем оно больше, тем выше уровень конформности;
  • пола: женщины более конформны, чем мужчины;
  • возраста: высокий – у детей, ниже – у подростков и молодых людей, но повышающийся с возрастом.

Третий вариант поведения представляет собой социальное приспособленчество, но при этом человек постоянно ощущает психологический дискомфорт, что приводит к ухудшению его здоровья и практически всегда – к столкновению человека с командой и его последующему уходу.

Четвертый вариант поведения приводит к тому, что человек играет в команде роль “местного бунтаря” и, если стоящие перед командой задачи не требуют ее обязательного сплочения, он может работать в команде достаточно долго.

Необходимость процессов выработки и принятия решений обусловлена тем, что степень реализации стоящих перед командой целей во многом зависит от принимаемых ею решений, т. е. здесь необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Команда предлагает меньше идей, чем суммарное количество идей ее членов, и эти идеи не могут быть лучше идей наиболее интеллектуальных ее членов. Это объясняется тем, что в командах часто используются простые методы принятия решений, например такие, как голосование большинством, определение среднего, компромисс или жеребьевка. Такие методы не дают разгораться внутригрупповым конфликтам, но и не используют потенциал наиболее творчески мыслящих членов команды, тем более что такие люди по своему характеру стремятся избегать конфликтных ситуаций, им проще и лучше уступить, чем обострять отношения. Поэтому наиболее приемлемым методом принятия групповых решений является мозговой штурм, позволяющий избегать критики и конфликтов, не сдерживающий творчества, но требующий на свою реализацию определенных временных затрат.
  2. Решения, принимаемые командой, могут отличаться лучшей проработкой за счет их всесторонней оценки.
  3. Команды склонны принимать более рискованные решения, чем отдельные люди, их составляющие. Эта тенденция называется смещением риска, т. е. коллективная ответственность и ощущение взаимной поддержки способствуют снижению защитных реакций человека. При этом следует отметить, что чем больше в команде людей, занимающих формальные руководящие посты в иерархии управления, тем меньше склонность к риску.

Механизм сплочения команды. Создание команды начинается с развития групповой сплоченности. На групповую сплоченность имеют влияние различные факторы, такие как:

  • психологическая характеристика индивида;
  • квалификация членов команды;
  • психологический климат внутри команды.

Взаимосвязь этих факторов и их благополучие сказываются прежде всего на работе каждого члена команды, на работе всей команды и в итоге на деятельности всей организации в целом.

Существует целый ряд экспериментальных работ по выявлению групповой сплоченности, или, как часто их обозначают, по выявлению группового единства. Новый подход к исследованию сплоченности опирается на идею о том, что главным является совместная деятельность ее членов. В этом случае процесс формирования группы и ее дальнейшего развития предстает как процесс все большего сплачивания этой группы не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности.

Оценка “уровня конфликтности” команды, качества функционирования и многих других психологических и социальных факторов оказывает непосредственное воздействие на уровень функционирования как индивидов, так и групп.

На групповую сплоченность влияют такие факторы, как:

  • согласие между членами группы по поводу ее целей;
  • широкое общение и взаимодействие между членами группы;
  • приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы;
  • демократизм групповых взаимоотношений;
  • положительное мнение членов группы друг о друге;
  • размер группы, достаточный для реализации ее целей и коммуникаций;
  • пространственная близость;
  • преобладание положительного опыта в достижении группой своих целей и защите ценностей.

Диапазон моделей поведения, полезных для работы в команде, ограничен. В результате многолетних исследований были выделены всего несколько устойчивых типов поведения – командных ролей. С помощью теории ролей можно прогнозировать, какой вклад может внести данный человек в работу команды. Знание командных ролей друг друга улучшает взаимопонимание членов команды и позволяет оправдать взаимные ожидания.

Анализ проблем в формировании команды. По мнению экспертов, обобщение практики показывает, что лишь треть “вины” за неэффективную работу организации падает на внешние факторы и две трети – на внутренние.

Комплексный анализ позволяет увидеть картину по предприятию в целом и включает в себя такие виды анализа, как: экономический, управленческий, финансовый, организационной структуры, механизмов координации, системы стимулирования, корпоративной культуры, потоков всех видов ресурсов (финансовых, материальных, людских, информационных). В результате экономической диагностики можно проанализировать экономическое состояние предприятия и сделать вывод о том, что установленный план выполняется стабильно, а иногда даже перевыполняется, что должно быть выгодно персоналу, в данном случае они получат премии.

Анализ управленческой деятельности с точки зрения наблюдения может выявить некоторые проблемы:

  1. Некоторые руководители требует беспрекословного выполнения задания.
  2. Руководитель не компетентен в общении с персоналом. 3. Руководитель не умеет улаживать конфликты с клиентом.

Цель организационной диагностики заключается в выявлении и систематизации проблем организации. При этом решаются задачи по диагностике существующего положения дел в организации, выявляются причинно-следственные связи между проблемами, определяются основные проблемы, для которых затем разрабатываются мероприятия.

Например, руководитель, проанализировавший ситуацию, после многих проб и ошибок пришел к выводу, что лучшим решением для него было бы подбирать членов команды, которые почти не имели бы опыта работы в этой области. При этом важную роль в подборе кандидатов играли их возраст и моральные качества, обращалось внимание на их образ жизни. Эта команда работала больше года. Владелец предприятия оценил ее как очень продуктивную, в частности, за этот период он ни разу не получал каких-либо нареканий от клиентов, с которыми работала эта команда.

Можно выделить следующие ключевые моменты успеха данной команды:

  • эта команда имеет достаточную рабочую зону, в которой одновременно могут иметься несколько заказов;
  • команда обеспечивает на своем рабочем месте безупречный порядок, инструменты находятся в строго отведенных местах;
  • все рабочие процессы тщательно контролируются, ведется строгий учет всех материальных затрат;
  • каждый новый член команды понимает, что через 2–3 года он достигнет уровня квалификации, близкого к уровню самого руководителя и сможет работать самостоятельно.

В итоге надо сказать, что успех такой рабочей команды зависит не только от слаженности действий и полного взаимопонимания между “руководителем ” и “подчиненными”, “руководитель” не просто приказывает, что и как надо делать, он одновременно добивается понимания, почему делать надо именно так. Каждое действие подразумевает подробное его объяснение. Это пример того, что в процессе работы молодые сотрудники не просто узнают “как”, а также получают полное понимание того, “почему именно так”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)