Когнитивные карты в деятельности диспетчера по управлению воздушным движением
Профессия диспетчера по управлению движением воз- душного транспорта является одной из первых среди операторских профессий по напряженности труда. Технический прогресс в управлении воздушным движением породил проблемы, обусловленные увеличением интенсивности воздушного движения. Анализ деятельности авиадиспетчера пред- ставлен в ряде работ.
Главная цель деятельности авиадиспетчера – обеспечение безопасности, регулярности и экономичности воздушного движения. Деятельность авиадиспетчера можно классифицировать как операторскую и представить в виде четырехуровневой иерархической структуры.
Автор данного подхода В.В. Казимирчак (1978) считает, что в качестве структурных единиц первого уровня целесообразно выделить этапы деятельности, составляющие, в свою очередь, систему со сложными взаимосвязями, центральное место в которой занимает этап обработки информации и решения задач УВД (управления воздушным движением).
В связи с этим возможно наложение или совмещение этапов. Несмотря на это, этапы деятельности можно считать инвариантными структурными единицами деятельности авиадиспетчера. Каждый этап деятельности направлен на достижение одной из целей УВД. При анализе деятельности авиадиспетчера выделяют пять главных этапов:
- обработка информации и решение задач УВД;
- сбор и регистрация необходимой информации;
- реализация решений;
- контроль;
- координация.
Центральное место в деятельности авиадиспетчера занимает этап обработки информации и решения задач УВД. Деятельность на этом этапе направлена на достижение основных целей управления – обеспечение безопасности, регулярности и экономичности воздушного движения.
Названные цели можно ранжировать по значимости: в первую очередь безопасность, затем регулярность и по мере возможности – экономичность.
На этапе сбора и регистрации необходимой информации целью деятельности авиадиспетчера является создание достаточной и достоверной информационной базы для решения задач УВД.
- Феноменологический подход
- Оценка качества системы пользователем
- Оценка характеристик электронных персональных органайзеров
- Методы исследования эргономичности рабочего пространства
- Эргономика в структуре психологического знания
- Специфика индивидуальной и групповой деятельности операторов в системе СЧМ
- Профессиональная ошибка в деятельности оператора
- Перцептивный опыт оператора
- Деятельность оператора в системе СЧМ
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу