Клинические проявления реакций дезадаптации кризисных состояний

После представления типов кризисных ситуаций и иллюстрирующих их клинических примеров уместно перечислить наиболее часто встречающиеся проявления реакций дезадаптации.

  1. Аффективная лабильность, эмоциональная слабость.
  2. Аффективная взрывчатость.
  3. Депримированность (уныние, подавленность, «скука»).
  4. Дистимия (мрачность, тревожность, беспокойство).
  5. Страхи (опасения) днем, ночью.
  6. Стремление к уединению, замкнутость.
  7. Ипохондричность (фиксация на своем здоровье).
  8. Заторможенность.
  9. Грустные мысли (переживания вины, неполноценности, ответственности)-
  10. Суицидальные мысли, намерения, поступки.
  11. Нарушение социальной приспособляемости.
  12. Эпизоды приема алкоголя, лекарственных веществ.
  13. Уходы из дома, бродяжничество.
  14. Манкирование школьными занятиями, ухудшение успеваемости.
  15. Утрата способности участвовать в аффективных играх.
  16. Агрессивность, разрушительные действия.
  17. Аутоагрессивность (склонность к самоповреждениям).
  18. Мутизм и другие речевые нарушения.
  19. Расторможенность, отвлекаемость.
  20. Нарушение дисциплины и поведения.
  21. Расстройства сна.
  22. Энурез, энпопрез.
  23. Головные боли.
  24. Сосание пальца, языка, губ.
  25. Онихофагия, трихотилломания.
  26. Мастурбация.
  27. Желудочно-кишечная симптоматика (колики, анорексия, запоры).
  28. Сердечная симптоматика.
  29. Тики, яктация (ночные качания и биения). Невозможно дать примеры всех встречающихся симптомокомплексов, однако целесообразно представить некоторые из них, наиболее типичные или трудные для распознавания.
Одно из драматических средств разрешения трудной жизненной ситуации – суицидальное поведение, т. е. фантазии, мысли, высказывания, угрозы, тенденции и действия, связанные с лишением себя жизни. К последним дети прибегают крайне редко, так как они возможны не ранее чем будет окончательно сформировано понятие о смерти как конце жизни.

Еще в 10–12 лет некоторыми детьми смерть оценивается как временное явление. Даже младшие подростки неспособны глубоко личностно переживать факт смерти. Если и возникают суицидальные мысли, то в них, как правило, смерть не планируется детьми и подростками с такой определенностью, как взрослыми, а демонстративные и истинные суицидальные попытки разграничивать трудно.

В то же время нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства, а также особенности реактивности детского организма на интоксикации, травмы и асфиксию создают повышенную угрозу смерти. Необходимость знаний о суицидальном поведении детей диктуется его значительным учащением за последние десятилетия.

В США за 1963–1978 гг. отмечено увеличение числа самоубийств в возрастной группе от 10 до 24 лет более чем на 200%. В ФРГ к 1975 г. по сравнению с 1950 г. число самоубийств среди детей до 15 лет увеличилось в 2 раза.

Число же попыток превышает число завершенных суицидов в 8–10 раз. При этом удельный вес детей до 13 лет в сравнении со старшими подростками не более 4%. Широко распространенное убеждение в том, что самоубийства–удел больных с психозами, не оправдывается. Они составляют лишь 5% среди покончивших с собой подростков, тогда как основную часть – дети с различными пограничными нервно-психическими расстройствами, возрастными кризами.

Наши наблюдения касаются 34 детей и подростков до 14 лет, у которых суицидальная попытка была реакцией на ситуацию, переживаемую ими как экстремальная. Истинную причину такого поведения не всегда было легко установить из-за того, что у суицидентов, как правило, была не одна, а несколько переживаемых трудностей (дисгармоничные семейные отношения, порочная эмоциональная ситуация в классном коллективе, ссора с наиболее авторитетным или любимым человеком и т. д.).

Все же среди наиболее частых поводов для суицидального поведения были переживания одиночества, непонятости, обиды, реальной или воображаемой утраты родительской любви, неразделенной любви, ревности, ухода одного из родителей из семьи, насмешек, унижения, страха наказания, несостоятельности, отчаяния, протеста и др.

Коля К., 12 лет. Мать-алкоголичка бросила его в 7-летнем возрасте. Отец после ее ухода начал пьянствовать и мальчика вернули матери. Прожил у нее 9 мес, затем был помещен в интернат. В дальнейшем родители им не интересовались. Учится неохотно, пропускает занятия, поведение неудовлетворительное.

Эмоционально неустойчив. После одного из прогулов его лишили ужина, записали выговор в личное дело. Было обидно, много плакал, считая себя никому не нужным, заброшенным. Повесился вечером в туалете, когда поблизости никого не было. Случайно был спасен.

Непосредственным мотивом попытки лишить себя жизни была обида на окружающих, которые, как мальчику казалось, не хотели войти в его положение, помочь ему – брошенному родителями.

Однако причиной случившегося в клиническом смысле следует считать невротическую реакцию дезадаптации, возникшую на фоне аффективной неустойчивости, неуверенности. Возникшая кризисная ситуация была невыносимой, адаптироваться к ней не сумел.

Саша И., 91/2 лет, воспитывающийся в хороших материально-бытовых условиях интеллигентной, но истеричной сверхопекающей матерью, не смог вынести того, что его никак не могли «поделить», перетягивая каждый на свою сторону, разведенные родители.

Обладая нормальным интеллектом, он учится неудовлетворительно, тяготится основными и музыкальными занятиями, обязанностями по дому, в том числе и по уходу за сестрой.

Тревожный, совестливый, экстравертированный, импульсивный – вернувшись после посещения семьи отца, он заявил, что устал от жизни, не пошел в школу. Выпил в ванной полироль и лег спать. Суицидная попытка обнаружилась в связи с возникшей рвотой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)