Классификация, рассматривающая две жизненные стратегии — r-К

Самая простая классификация жизненных стратегий выделяет два основных типа. Названия этих типов различны. В первом варианте их определили как «капиталисты» и «пролетарии», сейчас их называют K- и r-стратегами по коэффициентам логистического уравнения роста численности популяции r и К (Рис. 1.43).

Интересно
Согласно одной из теорий (весьма популярной в современной экологии) и отдельным подтверждающим её примерам, в сообществах с большим числом видов конкуренция — основной фактор отбора в условиях дефицита ресурсов, дефицит ресурсов же считают непременным свойством природных сообществ. Иными словами, конкуренцию за ресурс, согласно таким представлениям, считают основным фактором взаимодействия видов.

Для многих экосистем или гильдий (например, сосудистых растений в наземных экосистемах или фитопланктона) это вполне допустимое упрощение. Анализируя логистическую модель роста численности популяции, MacArthur и Wilson предположили, что в стабильных условиях конкуренция за ресурс приводит к отбору видов, у которых основной поток энергии через популяцию направлен на продуцирование более конкурентоспособных потомков (К-стратегия).

Но большие затраты на производство отдельного потомка приводят к ограничению числа потомков, продуцируемых половозрелой особью. Это ведет к снижению максимальной скорости роста и снижению расселительных способностей вида.

В экосистемах, где численность популяции ограничивают не лимитирующие факторы, за которые идет конкурентная борьба, а внешние воздействия (пресс хищников, постоянно действующие нарушения и т. п.), преимущество получают виды с более высокой скоростью размножения (r-стратеги).

Эти виды производят большое количество потомков, на производство каждого из которых затрачена гораздо меньшая энергия. Напряжённость межвидовой конкуренции и связанная с ней степень доступности лимитирующего ресурса определяют положение видов на оси r — и К-стратегий. К-виды направляют основной поток энергии на поддержание жизнедеятельности взрослых особей, при r-виды — на размножение.

Э. Пианка предположил, что в слабо нарушаемых сообществах преобладают К-виды, а в сильно нарушаемых — r-виды. С биологической точки зрения очень важна причина нарушений: являются ли они естественными, свойственными самим экосистемам, или их биотопам; или же это антропогенные воздействия.

Интересно
К естественным нарушениям, в отличие от антропогенных, виды эволюционно адаптированы. Однако, этот аспект теория Э. Пианка не затрагивает. R- и К-стратегии — крайние варианты, в реальных же условиях наблюдается
континуум переходных форм.

На практике для определения положения видов на оси r-К используют различные показатели. Часто указывают, что для r-стратегов (их называют также оппортунистами) характерен короткий жизненный цикл с единственным периодом размножения в раннем возрасте и большой расход энергии на репродуктивные усилия. Их считают характерными для эфемерных биотопов.

Наоборот, для К-стратегов считают характерной долгую жизнь, многократное размножение, начинающееся сравнительно поздно. Но при изучении характеристик реальных видов эти показатели нередко дают противоречивую картину.

Так, для подавляющего большинства видов морского макробентоса, а также многих рыб и головоногих, на суше — для деревьев, характерны высокая плодовитость, большой расход энергии на репродуктивные усилия, нередко сочетающиеся с большой продолжительностью жизни, причём плодовитость растёт с возрастом и размером.

Более того, известны случаи, когда разные полы одного вида придерживаются различных стратегий или даже разные особи одного пола придерживаются неодинаковых стратегий размножения. Это показано, например, для головоногих моллюсков.

Поэтому при попытках отнесения к r-К-стратегам не отдельных специально подобранных видов, а достаточно полного набора видов из одной экосистемы обычно приходится говорить о свойствах r-К-статегов, при этом большую часть видов часто не удаётся отнести ни к тем, ни к другим.

Тем не менее, r-К-классификация пользуется большой популярностью, в первую очередь в педагогике из-за кажущейся её простоты и логичности. Сомнения в её адекватности возникают только при переходе от рассмотрения идеальных ситуаций к реальным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)