Классификация нервных нарушений у детей, их проявления и распространенность

Нервно-психические нарушения у детей, обозначаемые для краткости как нервные нарушения, или нервность, содержат разнообразный спектр своих проявлений. По степени распространенности их можно разделить следующим образом:

  1. Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция).
  2. Невропатия.
  3. Невротические реакции, неврозы, психосоматические заболевания.
  4. Органические нарушения нервной системы.
  5. Психическое недоразвитие, умственная отсталость.
  6. Психопатии (патологические характеры) и пато-характерологическое развитие.
  7. Психические заболевания. Из этого списка невротические реакции, неврозы и психосоматические заболевания относятся к такой сфере деятельности врача, как психоневрология.

Минимальная мозговая недостаточность, невропатия и органические нарушения нервной системы отойдут к невропатологии. Психическое недоразвитие, психопатии и психические заболевания находятся в компетенции психиатрии. Следовательно, по крайней мере необходимы три врача в области нервно-психических заболеваний – психоневролог, невропатолог и психиатр.

В настоящее время имеются только два последних специалиста, что делает невозможным своевременную диагностику и помощь детям со столь распространенными невротическими реакциями, неврозами и психосоматическими заболеваниями.

На практике невропатологи считают, что неврозами должны заниматься психиатры, а последние отсылают больных к невропатологам, мотивируя это отсутствием психического заболевания. Частичным решением этой проблемы стало привлечение психологов для оказания помощи детям, находящимся в неблагополучных условиях, испытывающим личностные проблемы и состояние стресса.

Сегодня очень медленно, но все же расширяется сеть медицинских психологов, более тесно соприкасающихся с вопросами неврологии и психотерапии. Заметим, что психотерапия в своей основе–метод не столько психического, сколько психологического воздействия на больного с целью устранения функциональных нервно-психических нарушений и наслоений, возникших в результате психических травм, длительных переживаний и конфликтов, т. е. состояния дистресса.

Психотерапевтическое влияние может быть полезным как со стороны невропатолога, так и со стороны психиатра. Но как основной метод лечения психотерапия находит наибольшее применение в психоневрологии, позволяя успешно воздействовать на неврозы и психосоматические заболевания (функциональные расстройства внутренних органов и кожи на почве стресса).

Психотерапевт–это, по существу, специалист по лечению неврозов, о которых мы поговорим позже, посвятив им большую часть книги. Пока же рассмотрим другие виды нервности, с которыми часто сталкивается воспитатель по роду своей работы.

Минимальная мозговая недостаточность (сокращенно ММН) – наиболее распространенный, хотя и не самый тяжелый вид нервности. Причины ее разнообразны. Это тяжелое течение беременности, особенно первой половины: токсикозы, угроза выкидыша. Это вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, а также некоторых микробов и вирусов.

Это преждевременные или переношенные роды, слабость родовой деятельности и ее длительное течение, недостаток кислорода (гипоксия.) из-за сдавления пуповины, обвития вокруг шеи.

После родов неблагоприятное воздействие на мозг оказывают плохое питание, частые или тяжелые заболевания и инфекции, сопровождающиеся различного рода осложнениями, глистные инвазии и лямблиоз, ушибы мозга, отравления и, конечно же, экологическая обстановка в регионе. Срабатывает и генетический фактор, когда большая вероятность рождения нервно ослабленных, невыносливых и часто болеющих детей будет у родителей с аналогичными проявлениями.

Симптомы ММН: повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость внимания, затруднения в запоминании нового материала, плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты.

Возможны головные боли, перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются почти одновременно.

ММН не является постоянным видом нервности: существуют значительные колебания в связи с ухудшением или улучшением соматического состояния, временем года, возрастом, сочетанием с другими видами нервности.

42% родителей детей 4 лет положительно отвечают на вопрос: быстро ли устает, отвлекается, становится вялым или раздражительным при занятии ваш ребенок? В максимальной мере признаки ММН проявляются в начальных классах школы.

В литературе вместо ММН можно встретить аббревиатуру ММД–минимальная мозговая дисфункция. Нам представляется практически более удобным обозначать ММД следующий комплекс нарушенного поведения: повышенную возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживаний, а1 также доступной возрасту критичности.

Нередко эти дети, что называется, «без тормозов», ни секунды не могут посидеть на месте, вскакивают, бегут, «не разбирая дороги», постоянно отвлекаются, мешают другим. Они легко переключаются с одного занятия на другое, не доводя начатое дело до конца.

Утомление наступает гораздо позже, и оно менее выражено, чем у детей с ММН. Легко даются и тут же забываются обещания, характерны шутливость, беспечность, озорство, невысокое интеллектуальное развитие. Осла ленный инстинкт самосохранения выражается в частых падениях, травмах, ушибах ребенка.

Далеко не обязательно дети с ММД имеют холерический темперамент, как это может показаться на первый взгляд. Скорее, их непоседливость, отвлекаемость и есть проявления ММН–общей ослабленности мозга.

Вместе с тем, это и недостаток самоконтроля, сдерживающих начал вследствие врожденной, генетически обусловленной неразвитости лобных отделов мозга, ответственных за функции контроля, волевого сосредоточения и критики.

Непосредственно органически церебральной (мозговой) подоплекой ММД в подавляющем числе случаев будет хронический алкоголизм родителей, оказывающий повреждающее воздействие на эмбриональную (начальную) стадию внутриутробного развития. Вместе генетические и церебрально-органические изменения мозга и создают описанные выше особенности характера и поведения этих детей.

Невропатия–другой распространенный вид нервности детей, определяемый как болезненно повышенная нервная чувствительность. Она может быть врожденного плана, поскольку у нервно-соматически ослабленных родителей вероятность появления детей с подобными нарушениями высока. Это конституционально-генетический фактор в происхождении невропатии.

Наследоваться могут: аффективная неустойчивость и чуткий или чрезвычайно глубокий сон; склонность к головным болям; колебаниям артериального давления, аллергии и спазмам желудочно-кишечного тракта на нервной почве; повышенная чувствительность к действию метеофакторов и многое другое, объединяемое нервно-вегетативной регуляцией внутренней среды организма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)