Классификации психодиагностических методов по В.К. Гайде, В.П. Захарову

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

По качеству:

  • стандартизованные,
  • нестандартизованные;

По назначению:

  • общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
  • тесты профессиональной пригодности;
  • тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
  • тесты достижений;
  • по материалу, которым оперирует испытуемый:
  • бланковые;
  • предметные (кубики Кооса, “сложение фигур” из набора Векслера);
  • аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
  • по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
  • по форме ответа: устные и письменные;
  • по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
  • по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
  • по комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
  • по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
  • по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
  • по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)