Классические предрассудки

Чтобы нагляднее представить роль ценностей в научном познании, полезно рассмотреть так называемые «предрассудки», разделявшиеся научным сообществом в определенный период развития науки.

Предрассудок — мнение, казавшееся когда-то самоочевидным, разделявшееся всеми и сохраняющееся в дальнейшем, после обнаружения его ошибочности, по инерции или по привычке.

Беспредпосылочного, ничего не предполагающего и никаким горизонтом не ограниченного мышления не существует. Мышление всегда исходит из определенных, эксплицитных или имплицитных, анализируемых или принимаемых без всякого исследования предпосылок.

Суждения, оказывающиеся со временем предрассудками, частично связаны с господствовавшим ранее и являвшимся по преимуществу имплицитным стилем мышления, а частично представляют собой весьма общие содержательные предпосылки мышления и деятельности, безоговорочно принимавшиеся когда-то.

С течением времени предпосылки, т. е. то, что автоматически ставится перед посылками почти всякого рассуждения, неизбежно меняются. Новый социально-исторический контекст навязывает новые предпосылки, и они, как правило, оказываются несовместимыми со старыми.

И если последние продолжают все-таки удерживаться, они превращаются в оковы мышления, в пред-рассудки: выше разума ставится то, что он способен уже не только осмыслить, но и подвергнуть критике.

Характерным примером философских предрассудков, относящихся прежде всего к философии науки, могут служить так называемые «классические предрассудки» — те общие схемы подхода к исследованию реальности, которые сложились в рамках «классического» мышления Нового времени и которые и сейчас нередко воспринимаются как классика всякого мышления, совершенно независимая от времени. Это то, что ставится перед рассуждением («перед рассудком») и определяет общее его направление, но также то, что из необходимой и естественной в свое время предпосылки мышления успело превратиться в сковывающий его предрассудок.

Одним из «классических предрассудков» является фундаментализм — уверенность в том, что всякое («подлинное») знание может и должно со временем найти абсолютно твердые и неизменные основания. Эта уверенность связывалась в «классическом» мышлении с убеждением в особой надежности данных чувственного познания или определенных истин самого разума.

Другим «классическим предрассудком» является кумулятивизм — уподобление познания процессу бесконечного надстраивания знания, постоянно растущего вверх, но никогда не перестраиваемого. Кумулятивизм очевидным образом предполагает фундаментализм, ибо знание не может бесконечно надстраиваться, если оно не опирается на безусловно надежный фундамент.

С кумулятивизмом тесно связана еще одна опять-таки являющаяся предрассудком идея последовательного, идущего шаг за шагом приближения к истине: накопление знаний все более приоткрывает завесу над истиной, которая мыслится как предел такого «асимптотического приближения».

Устойчивости убеждения в существовании абсолютного оправдания и абсолютных оснований научных теорий во многом способствует математика, создающая, как отмечает И. Лакатос, иллюзию раз и навсегда обоснованного знания. Математика ошибочно истолковывается также и как образец строгого кумулятивизма.

Наиболее распространенный и сейчас «классический предрассудок» — стремление ко всеобщей математизации. Оно опирается на убеждение, что в каждой науке столько знания, сколько в ней математики, и что все науки, включая социальные и гуманитарные, требуют внедрения в них математических идей и методов.

Нет достоверности там, говорил на заре Нового времени Леонардо да Винчи, где нельзя применить одну из математических наук, или у того, что не может быть связано с математикой. Г. Галилей был твердо убежден, что «книга природы написана на языке математики» и что этот язык представляет собой универсальный язык науки. До сих пор повторяется как нечто само собой разумеющееся, что наука «только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой» (К. Маркс).

Однако уже в самом начале прошлого века В.И. Вернадский писал, что нет никаких оснований думать, что при дальнейшем развитии науки все явления, доступные научному объяснению, подведутся под математические формулы или под так или иначе выраженные числовые правильные отношения; нельзя думать, что в этом заключается конечная цель научной работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)