Кейс-технология как средство управления познавательной деятельностью учащихся

Реализация идей, связанных с включением анализа конкретных ситуаций в педагогический процесс осуществляется при использовании кейс-технологии (встречаются также названия кейс-метод, анализ конкретных ситуаций, Case studies, case stady).

Кейс-технология – это способ обучения, использующий описание реальных ситуаций. В переводе с английского языка case:

  • случай, обстоятельство, положение, дело;
  • случай в судебной практике, прецедент;
  • факты, доказательства, доводы;
  • сумка, чемодан, коробка.

Актуальность данной технологии связана с общей направленностью развития образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способности к обучению, умения перерабатывать большие массивы информации и превращать информацию в личностное знание.

Идеи данной технологии впервые были применены в Гарвардском университете в 1924 г. и до сих пор активно используются в экономическом образовании студентов.

Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и может быть организована следующим образом:

  • Обучаемые изучают материалы кейса заранее, знакомятся с рекомендованной литературой и выполняют задания по работе с кейсом самостоятельно.
  • Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним.
  • Возможно использование кейсов в дистанционном обучении.

Этапы кейс-технологии.

Подготовительный этап – преподаватель конкретизирует дидактические задачи, разрабатывает соответствующую конкретную ситуацию и сценарий занятия.

Ознакомительный этап – происходит вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.

Аналитический этап – анализ фактов в групповой работе:

  • Анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признаков проблемы.
  • Корректная постановка проблемы требует ясности, четкости и краткости формулировки.
  • Успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации — альтернатив.
  • При выборе лучшего решения нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления.

Итоговый этап — заключительная презентация результатов аналиІческой работы разных групп.

Учитель осуществляет следующие действия на всех этапах работы кейсами:

  • Формулирует дидактические цели кейсов.
  • Определяет проблемную ситуацию.
  • Разрабатывает программную карту кейса, состоящую из основных зисов, которые надо воплотить в тексте.
  • Определяет институциональную систему (фирма, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам.
  • Разрабатывает или выбирает модель ситуации и жанра кейса.
  • Пишет текст кейса, разрабатывает методическое обеспечение.
  • Применяет при проведении учебного занятия.

Источниками формирования кейса могут быть:

  • Художественная, публицистическая литература, оперативная информация из СМИ.
  • Статистические данные, которые придают кейсу научность и строгость.
  • Материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий, отчетов, посвященных той или иной проблематике.
  • Реальные события местной жизни как источник ситуации для кейса.
  • Интернет-ресурсы.

Все источники информации для кейсов представляют собой продукты человеческой деятельности. В них проявляются интересы людей, их субъективизм, а порой ложь и заблуждения.

Кейс-технология как средство управления познавательной деятельностью учащихся

Кейс-технология как средство управления познавательной деятельностью учащихся

В связи с этим ситуационное упражнение, нацеленное на принятие решения, может строиться с опорой на реальные события, в центре которых находится лицо, принимающее решение.

Вместо подготовленных текстов можно предъявлять учащимся видеозаписи, магнитофонные записи, газетные статьи, официальные документы, рассказы, которые содержат описания производственных ситуаций.

Классификация кейсов:

  • Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принимать правильное решение в определенной ситуации.
  • Учебные ситуации – кейсы с формулировкой проблемы, цель – диагностировать ситуацию и самостоятельно принять решение.
  • Учебные ситуации – кейсы без формулирования проблемы, описывается более сложная ситуация, цель – выявить проблему, указать альтернативные пути решения с анализом различных ресурсов.
  • Прикладные упражнения, в которых описывается конкретная ситуация и предлагается найти пути выхода из нее.
  • Структурированный кейс – дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним ученик должен применить.
  • Определенную модель или формулу; существует одно оптимальное решение.
  • Маленькие наброски», содержащие от одной до десяти страниц текста, знакомят только с ключевыми понятиями, и при их разборе ученик должен опираться еще и на свои знания.
  • Большие неструктурированные кейсы объемом до 50 страниц – самый сложный из видов учебных заданий; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; необходимые для разбора сведения могут отсутствовать; ученик должен распознать такие подвохи и справиться с ними.
  • Первооткрывательские кейсы – учащиеся выступают в роли исследователей, должны предложить нечто новое.

Работа над ситуацией (кейсом) в классе.

Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных задач.

Кейсы могут быть розданы каждому учащемуся заранее или непосредственно на занятии. Можно начать занятие с контроля знания учащимися содержания кейса, например: Сколько всего персонажей действует в ситуации? Что является центральной проблемой данного кейса?

Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). Участники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации.

Этап презентации решений по кейсам. Следует поощрять использование плакатов, схем, графиков; побуждать дополнять спикера.

Участники задают спикеру вопросы. Каждый вариант решения фиксируется.

Этап общей дискуссии.

Этап подведения итогов. Преподаватель должен «раскрыть карты». Кейсы бывают полевые (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные). Для кейсов, написанных на примере реальных конкретных ситуаций, это информация о том, как были решены проблемы, которые обсуждались на занятии.

Алгоритм деятельности учащихся при работе с кейсами:

  1. Знакомство с ситуацией и ее особенностями.
  2. Выделение основной проблемы (проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
  3. Предложение решений ситуации.
  4. Анализ последствий принятия того или иного решения.
  5. Выбор более оптимальных и верных решений кейса.

Деятельность преподавателя при организации работы с кейсами включает две фазы:

  • первая фаза представляет собой сложную творческую работу – поиск готового кейса или создание собственного;
  • вторая фаза — деятельность учителя в классе: выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учащихся в анализ ситуации.

Кейс-технология включает разные методы, например, метод разбора деловой корреспонденции (иные названия метода – «папки с входящими документами», «информационный лабиринт», баскетметод).

Он основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации (предприятию, фирме), ситуации, проблеме. Учащиеся получают папки с набором документов и выступают в роли лиц, принимающих решения. Для работы с кейсами может быть применен «метод инцидентов».

Учащиеся получают краткое сообщение в письменной или устной форме о каком-либо инциденте (в стране, организации).

Для принятия обоснованного решения предлагается явно недостаточная информация, цель этого метода – учиться работать с информацией, ее поиск, систематизация, анализ. Учащимся необходимо разобраться в ситуации, определить есть ли проблема и в чем она состоит, что необходимо знать, чтобы принять обоснованное решение, что необходимо сделать.

АКС (традиционный анализ конкретных ситуаций) состоит в том, что учащимся предлагается текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Может предлагаться не только ситуация, но и ее решение. Тогда необходимо проанализировать правомерность такого решения.

Кейс-технология может быть связана с деловыми играми. Деловая игра либо включается в описание кейса, решение которого предполагает предварительное проигрывание ситуации, либо в деловую игру включается ситуация (кейс) или несколько ситуаций. Кейс так же может быть использован как средство введения участников в деловую игру.

Приведу пример организации дискуссии «идейная карусель», которая может быть использована для экспертизы наиболее оптимальных вариантов решения ситуации (кейса).

«Идейная карусель»

Цель: организация последовательного обсуждения кейса (ситуации) с принятием коллективного решения:

  1. Каждому члену микрогруппы раздается чистый лист бумаги и одна и та же ситуация. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги решение.
  2. Листки с записями передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. Каждый должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда к каждому вернется его листок. Записи не анализируются, не оцениваются, не отбираются.
  3. В группах происходит обсуждение предложений и выделение в итоговый список наиболее актуальных.
  4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки для итогового списка, если не встречаются возражения – формулировки включаются в общий список.

Кейс-технологию можно отнести к группе исследовательских, аналитических технологий, она же выступает как способ коллективного обучения – группа анализирует ситуацию, предлагает разные варианты решения и выбирает лучший.

Кейс-метод можно рассматривать и как реализацию принципа педагогики сотрудничества «создание успеха»: активизация обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений.

Ощущение успеха способствует формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности.

В учебный процесс включаются: проблемный метод, моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, классификация, систематизация, дискуссия и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)