Кейс-технология как средство управления познавательной деятельностью учащихся
Реализация идей, связанных с включением анализа конкретных ситуаций в педагогический процесс осуществляется при использовании кейс-технологии (встречаются также названия кейс-метод, анализ конкретных ситуаций, Case studies, case stady).
Кейс-технология – это способ обучения, использующий описание реальных ситуаций. В переводе с английского языка case:
- случай, обстоятельство, положение, дело;
- случай в судебной практике, прецедент;
- факты, доказательства, доводы;
- сумка, чемодан, коробка.
Актуальность данной технологии связана с общей направленностью развития образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способности к обучению, умения перерабатывать большие массивы информации и превращать информацию в личностное знание.
Идеи данной технологии впервые были применены в Гарвардском университете в 1924 г. и до сих пор активно используются в экономическом образовании студентов.Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и может быть организована следующим образом:
- Обучаемые изучают материалы кейса заранее, знакомятся с рекомендованной литературой и выполняют задания по работе с кейсом самостоятельно.
- Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним.
- Возможно использование кейсов в дистанционном обучении.
Этапы кейс-технологии.
Подготовительный этап – преподаватель конкретизирует дидактические задачи, разрабатывает соответствующую конкретную ситуацию и сценарий занятия.
Ознакомительный этап – происходит вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.
Аналитический этап – анализ фактов в групповой работе:
- Анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признаков проблемы.
- Корректная постановка проблемы требует ясности, четкости и краткости формулировки.
- Успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации — альтернатив.
- При выборе лучшего решения нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления.
Итоговый этап — заключительная презентация результатов аналиІческой работы разных групп.
Учитель осуществляет следующие действия на всех этапах работы кейсами:
- Формулирует дидактические цели кейсов.
- Определяет проблемную ситуацию.
- Разрабатывает программную карту кейса, состоящую из основных зисов, которые надо воплотить в тексте.
- Определяет институциональную систему (фирма, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам.
- Разрабатывает или выбирает модель ситуации и жанра кейса.
- Пишет текст кейса, разрабатывает методическое обеспечение.
- Применяет при проведении учебного занятия.
Источниками формирования кейса могут быть:
- Художественная, публицистическая литература, оперативная информация из СМИ.
- Статистические данные, которые придают кейсу научность и строгость.
- Материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий, отчетов, посвященных той или иной проблематике.
- Реальные события местной жизни как источник ситуации для кейса.
- Интернет-ресурсы.
Все источники информации для кейсов представляют собой продукты человеческой деятельности. В них проявляются интересы людей, их субъективизм, а порой ложь и заблуждения.
В связи с этим ситуационное упражнение, нацеленное на принятие решения, может строиться с опорой на реальные события, в центре которых находится лицо, принимающее решение.Вместо подготовленных текстов можно предъявлять учащимся видеозаписи, магнитофонные записи, газетные статьи, официальные документы, рассказы, которые содержат описания производственных ситуаций.
Классификация кейсов:
- Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принимать правильное решение в определенной ситуации.
- Учебные ситуации – кейсы с формулировкой проблемы, цель – диагностировать ситуацию и самостоятельно принять решение.
- Учебные ситуации – кейсы без формулирования проблемы, описывается более сложная ситуация, цель – выявить проблему, указать альтернативные пути решения с анализом различных ресурсов.
- Прикладные упражнения, в которых описывается конкретная ситуация и предлагается найти пути выхода из нее.
- Структурированный кейс – дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним ученик должен применить.
- Определенную модель или формулу; существует одно оптимальное решение.
- Маленькие наброски», содержащие от одной до десяти страниц текста, знакомят только с ключевыми понятиями, и при их разборе ученик должен опираться еще и на свои знания.
- Большие неструктурированные кейсы объемом до 50 страниц – самый сложный из видов учебных заданий; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; необходимые для разбора сведения могут отсутствовать; ученик должен распознать такие подвохи и справиться с ними.
- Первооткрывательские кейсы – учащиеся выступают в роли исследователей, должны предложить нечто новое.
Работа над ситуацией (кейсом) в классе.
Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных задач.
Кейсы могут быть розданы каждому учащемуся заранее или непосредственно на занятии. Можно начать занятие с контроля знания учащимися содержания кейса, например: Сколько всего персонажей действует в ситуации? Что является центральной проблемой данного кейса?Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). Участники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации.
Этап презентации решений по кейсам. Следует поощрять использование плакатов, схем, графиков; побуждать дополнять спикера.
Участники задают спикеру вопросы. Каждый вариант решения фиксируется.
Этап общей дискуссии.
Этап подведения итогов. Преподаватель должен «раскрыть карты». Кейсы бывают полевые (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные). Для кейсов, написанных на примере реальных конкретных ситуаций, это информация о том, как были решены проблемы, которые обсуждались на занятии.
- Знакомство с ситуацией и ее особенностями.
- Выделение основной проблемы (проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
- Предложение решений ситуации.
- Анализ последствий принятия того или иного решения.
- Выбор более оптимальных и верных решений кейса.
Деятельность преподавателя при организации работы с кейсами включает две фазы:
- первая фаза представляет собой сложную творческую работу – поиск готового кейса или создание собственного;
- вторая фаза — деятельность учителя в классе: выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учащихся в анализ ситуации.
Кейс-технология включает разные методы, например, метод разбора деловой корреспонденции (иные названия метода – «папки с входящими документами», «информационный лабиринт», баскетметод).
Он основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации (предприятию, фирме), ситуации, проблеме. Учащиеся получают папки с набором документов и выступают в роли лиц, принимающих решения. Для работы с кейсами может быть применен «метод инцидентов».
Для принятия обоснованного решения предлагается явно недостаточная информация, цель этого метода – учиться работать с информацией, ее поиск, систематизация, анализ. Учащимся необходимо разобраться в ситуации, определить есть ли проблема и в чем она состоит, что необходимо знать, чтобы принять обоснованное решение, что необходимо сделать.
Кейс-технология может быть связана с деловыми играми. Деловая игра либо включается в описание кейса, решение которого предполагает предварительное проигрывание ситуации, либо в деловую игру включается ситуация (кейс) или несколько ситуаций. Кейс так же может быть использован как средство введения участников в деловую игру.
Приведу пример организации дискуссии «идейная карусель», которая может быть использована для экспертизы наиболее оптимальных вариантов решения ситуации (кейса).
«Идейная карусель»
Цель: организация последовательного обсуждения кейса (ситуации) с принятием коллективного решения:
- Каждому члену микрогруппы раздается чистый лист бумаги и одна и та же ситуация. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги решение.
- Листки с записями передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. Каждый должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда к каждому вернется его листок. Записи не анализируются, не оцениваются, не отбираются.
- В группах происходит обсуждение предложений и выделение в итоговый список наиболее актуальных.
- Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки для итогового списка, если не встречаются возражения – формулировки включаются в общий список.
Кейс-технологию можно отнести к группе исследовательских, аналитических технологий, она же выступает как способ коллективного обучения – группа анализирует ситуацию, предлагает разные варианты решения и выбирает лучший.
Кейс-метод можно рассматривать и как реализацию принципа педагогики сотрудничества «создание успеха»: активизация обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений.Ощущение успеха способствует формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности.
В учебный процесс включаются: проблемный метод, моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, классификация, систематизация, дискуссия и т.д.
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу