Калужский край, как форпост Великого княжества Московского

Калужская область расположилась в Центральной России, в непосредственной близости от столицы, и исторически являлась форпостом Великого княжества Московского. Наиболее показательно этот статус проявился в одном из важных событий в истории региона и всей страны – стоянии на Угре 1480 г., которое завершило эпоху монголо-татарского ига.

Противоборство, связанное с внешними и внутренними вызовами продолжалось веками. Смуты, осады, неурожаи оказывали влияние на жизнь представителей калужского края. Надежды на лучшую долю, то приводили их в стан Ивана Болотникова и Лжедмитрия, а то вовлекали в борьбу Московского государства с Польшей и другими супостатами.

Противоречивость историко-экономических событий, привела к тому, что жителей края получили прозвание «калужские воры», а их союзники, разбойники, раскольники, беглые холопы, находили себе убежище в непроходимых дебрях, простиравшихся на современных территориях между Калугой и Брянском, или брынских лесах.

Уже не в смутные времена, а в 1909 году, когда население Калужской губернии составляло 1,5 миллионов жителей (самый высший показатель по численности населения за все существование края), и регион выступал в качестве демографического донора Российской Империи, чтобы экономически выжить, крестьяне осуществляли отход на заработки в столичные города Москву и Петербург. Доля таких отходников, а 90% населения являлись крестьянами, составляла, до 200 тысяч человек.

Интересно, что в настоящее время отходничество с территории Калужской области, это явление называется «маятниковой миграцией», составляет не меньшую численность. Но теперь уже калужские горожане, ежедневно едут на работу в Москву и Московскую область («рыба, где глубже, человек, где лучше»).

Эволюцию процесса движения из столицы в Калугу, показательно рассматривать с позиций трактовки понятия «101 километр», как неофициального термина ограничения в правах.
Но не следует его приписывать в заслугу только представителям правоохранительных органов советской власти. Безусловно, выселение из столицы диссидентов, рецидивистов, безработных велось советской властью достаточно активно. К слову, чёткого расстояния 101 километр не существовало, так как измерить его просто невозможно.

На практике существовал условный километр, который считался и от Кремля, и от московской кольцевой автомобильной дороги. А пальма первенства, в организации высылки неугодных элементов, принадлежит властям московского княжества, так как высылке из Москвы на приграничные окраинные территории подвергались вороватые, и ненадежные стрельцы.

Уходя от детализации, можно уверенно утверждать, что процесс взаимопроникновения и взаимовлияния обычаев и традиций, распространения культурных ценностей из столичного центра в провинциальную Калугу, многовековой процесс установления хозяйственных, личностных, и иных самых многообразных связей, сформировал московскую агломерацию, неразрывной, гармоничной составляющей, которой, выступает калужский край.

Калужская область – субъект Российской Федерации. Входит в состав Центрального федерального округа. Калужская область образована в 1944 году. Регион граничит с Москвой, Московской, Тульской, Брянской Смоленской, Орловской областями. Площадь – 29 777 км².

Население – 1 012 156 чел. (2018). Плотность населения 33,99 чел./км² (2018). Удельный вес городского населения: 76% (2018). Областной центр – город Калуга, расположен в 143 км от московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД).

В XIV веке часть Калужских земель находилась под управлением Великого княжества Московского. С 1796 по 1929 год Калужская губерния являлась самостоятельной административно-территориальной единицей в составе Российской Империи и РСФСР.

Территория региона находится между Среднерусской (со средними высотами в пределах региона выше 200 м и максимальной отметкой 275 м на юго-востоке области), Смоленско-Московской возвышенностями и Днепровско-Деснинской провинцией.

Большую часть области занимают равнины, поля и леса с разнообразным растительным и животным миром. Центр области расположен на Барятинско-Сухиничской возвышенности. В западной части области в пределах ледниковой равнины выделяется Спас-Деменская гряда. Южнее неё расположена возвышенная зандровая равнина, входящая в состав Брянско-Жиздринского полесья, средние высоты которого составляют до 200 м. На северо-западе области – моренная равнина с озо-камовыми образованиями.

С севера на юг Калужская область протянулась более чем на 220 км от 53°30′ до 55°30′ северной широты, с запада на восток – на 220 км. Через территорию области проходят важнейшие международные автомобильные и железно-дорожные магистрали: Москва – Калуга – Брянск – Киев – Львов – Варшава. В области 311 муниципальных образований, в том числе 24 района, 2 городских округа, 26 городских и 259 сельских поселений. Самый большой по площади – Ульяновский район, самый маленький – Тарусский.

Город Калуга впервые упоминается в 1371 году в грамоте великого князя Литовского Ольгерда, а также в завещании великого князя Московского Дмитрия Донского (1389 г.). Город возник как пограничная крепость на юго-западном рубеже Великого княжества Московского. Крепость располагалась на лесистом, болотистом месте по левобережью реки Оки, ниже впадения в нее реки Угра.

В Смутные времена вокруг Калуги происходили важные события, повлиявшие на судьбу Московского государства. В январе 1607 года, после неудачной осады Москвы, в Калугу расположились отряды И.И. Болотникова. Болотников нашел поддержку среди местного населения. Это было связано с тем, что спецификой представителей местного населения, получивших прозвание «калужские воры».

Найдя общий язык с мятежными элементами Болотников, смог закрепиться в Калуге, в которой имелся достаточный запас продовольствия. Осажденные отбивали многочисленные приступы, а затем смогли нанести мощный удар по превосходящему по численности царскому войску. Погибло тысячи воинов.

В 1609 году Лжедмитрий II, после ссоры с поляками, бежал из Тушинского табора и нашем убежище в Калуге. К Лжедмитрию стали стекаться шайки авантюристов. К нему присоединилась, так называемая «московская царица» Марины Мнишек. Был образован царский двор. Интересы Лжедмитрия вынудили его снова отправиться к Москве.

Но Москва не приняла самозванца и он, снова вернулся в Калугу, где в ходе конфликта был убит князем П. Урусовым. В 1611 году калужане, вместе с представителями других городов юга Мос-
ковской Руси, восстали против поляков и направили свои отряды ополчения в Москву для освобождения от интервентов.

На Всероссийском соборе в 1612-1613 годах, представители Калуги приняли участие в избрании на царство Михаила Романова. В 1617 году на Калугу напали поляки полковника Чаплинского, но были отбиты под руководством боярина и воеводы князя Д.М. Пожарского. В 1658 году царь Алексей Михайлович, заботясь об улучшении жизни калужан, приказал приписать к Калуге, находившуюся в 8 километрах от нее вотчину Романовых – с. Спасское. Жители села переселились в Калугу, способствуя подъему города.

Социально-экономическое и иное развитие, в значительной мере основывается на особых стереотипах и установках мышления, придающих неповторимое своеобразие всему образу жизни людей, их ценностным ориентациям, предпочтениям, поведению, то есть на менталитете.

В. Медведев считает, что менталитет – это «информационный феномен, связанный с  подсознанием и отражающий гиперличность народа». Гиперличность формируется в течение тысячелетий под воздействием среды обитания и жизнедеятельности народов. В ней проявляются пласты и наслоения различных эпох, она создает архетип, формирует стиль жизни, традиции, привычки и формы общения людей.

При этом глубинные мотивы поведения не осознаются человеком, они определяются подсознанием, которое в образной форме содержит культурный опыт человечества.

Российская гиперличность и, соответственно, менталитет (по мнению Л. Мясниковой) формировались на фоне становления Евразийской империи с православной идеологией византизма и ордынским военно-стратегическим и хозяйственным централизмом.

Со времен Ивана Грозного в России господствовала административно-командная система. Наша страна получила в наследство от Византии ортодоксальное христианство, которое за 2 тысячи лет не подвергалось реформации. Э. Радзинский приводит письма Петра Чаадаева, содержащие оценку факта принятия Россией византийского христианства и его последствий.

Противоречивые оценки Чаадаева сами по себе наглядный пример российской ментальности.
Первоначально он пишет, что мы приняли христианство от безнадежно устаревшей Византии, которую в то время уже презирали другие народы. Мы же отправились в презренную Византию в поисках нравственного свода, который должен был составить наше воспитание.

И это не дало нам возможности идти рука об руку с другими цивилизованными народами. Чаадаев отмечает, что мы в одиночестве, движемся вперед как-то странно: идем вкривь и вбок, новые идеи у нас выметают старые, так как они не вытекают из последних, и сваливаются на нас неизвестно откуда.

Впоследствии же П. Чаадаев провозглашает совсем противоположное: наше большое преимущество – в том, что мы приняли христианство от Византии – первоначальное, суровое христианство. И то, что мы так долго «пребывали во младенчестве», и вышли на путь цивилизации несколько позже других народов, позволяет нам принять все блага цивилизации, накопленные народами, и избежать ошибок их пути.

Показательно то, что принятие христианства на Руси было единоличным решением князя Владимира. К моменту выбора Владимиром новой веры для руссов не было недостатка в предложениях мусульманской и иудейской веры.

Н.М. Карамзин перелагает факт принятия христианской религии так: «Выслушав иудеев [Владимир] спросил, где их Отечество? – “В Иерусалиме, – ответствовали проповедники, – но Бог во гневе своем расточил нас по землям чу-ждым”. – “И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? – сказал Владимир. – Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего Отечества”».

После крещения вчерашние язычники побросали в Днепр статуи кумиров – Перуна, Велеса, Даждь-бога. Л. Мясникова делает вывод, что подобные действия отражают важнейшую особенность российского менталитета – традицию ошельмовывать предшественников.

Еще одну особенность весьма определенно сформулировал физиолог и психолог Иван Павлов: «Должен высказать свой печальный взгляд на русского человека, он имеет такую слабую мозговую систему, что не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова.

Его условные рефлексы координированы не с действиями, а со словами». Специфику российского менталитета, во всем неповторимом сочетании различных черт, детально излагает в своих работах Ю. Ольсевич:

• долготерпение и упорство в соединении с неприятием монотонноритмичных нагрузок;
• предпочтение коллективно-авральных методов труда;
• широкая этническая терпимость в соединении с резким отторжением «неправильных» религий и идеологий;
• покровительственное отношение к другим этносам;
• формирование связей между людьми не на основе законов, а на основе силы, соглашений (соборности) и традиций;

• противопоставление закона и справедливости;
• отчуждение от власти при одновременном расчете на ее помощь и покровительство;
• отсутствие уважения к правам личности и правам собственности со стороны, как властей, так и граждан;
• обостренное чувство справедливости и сострадания, уживающееся с принятием иерархии, зависимости и насилия;
• восхищение не рациональностью и деловитостью, а размахом, риском, везением;
• склонность к огульному априорному недоверию, сочетающаяся со столь же априорной наивной верой – в лидеров, концепции, светлое будущее;
• наличие в характере большей частью романтики, рефлексии, нежели трезвого реализма.

Ю. Ольсевич делает вывод, что российская история дезориентировала именно те природные инстинкты индивида, которые особенно важны для хозяйственного развития: инстинкты индивидуального самосохранения, присвоения, свободы, целесообразности, самовыражения.

Эволюция России всегда основывалась на развитии несвободы, мотивы состязательности в истории российского народа выражены очень слабо. Логическим следствием тысячелетней российской истории стало закрепощение личности, чему сопутствовало неумолимое ее подавление, холопское подчинение государю и государству, формирование рабского менталитета.

Печальную картину народного банкротства в экономическом и нравственном отношении рисует С.М. Соловьев: «Оттого, что всякое место наполнено кабаками, заставами, откупщиками, целовальниками, выемщиками, тайными доносчиками, люди отовсюду и везде связаны, ничего не могут свободно делать, трудом рук своих не могут свободно пользоваться. Все должны делать и торговать тайком, в молчанку, со страхом и трепетом, укрываться от такой огромной толпы правителей и палачей».

Н.И. Костомаров, в свою очередь, подтверждает описанное явление: «Русский купец, раскладывая свои товары, боязливо осматривался на все стороны: не идет ли к нему царский сановник, чтобы взять у него что получше, и притом даром. Собиратели пошлины непременно постараются сорвать с торговца что-нибудь лишнее. На заставах, перевозах и прочем, кроме установленных поборов, его не отпустят без взятки».

Можно сделать вывод, что судьба наделила нас культурой с более слабыми элементами драгматического мировоззрения, чем у жителей Западной Европы. Слабыми, но не отсутствующими.

У того же Н.И. Костомарова мы читаем: «Малообразованность русского купечества не мешала ему изумлять иностранцев природной сметливостью и оборотливостью. Московский купец, торгуя с англичанином, делал в год несколько оборотов с одним и тем же капиталом».

А великий ученый Д. Менделеев писал Александру III: «Предприимчивости, в промышленных делах неизбежной, довольно у народа, если он произвел колонизацию беспримерного размера».
Основываясь на этой идее, Л. Гришин высказывает мысль, что судьба России складывалась так, что предприимчивость народа проявлялась преимущественно в делах утверждения государственности и защиты страны.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)