Качество учебников: вызовы, новые требования, оценка, перспективы

Учебники и учебные пособия были и остаются основными средствами трансляции знаний, стереотипных умений, в отдельных случаях опыта творческой и эмоционально-оценочной деятельности. Поэтому от качества учебников в значительной степени зависит качество образования как общего, среднего профессионального, так и высшего. Проблемы школьного и вузовского учебников в течение десятилетий обсуждались на конференциях, в периодической печати, на страницах специальных монографий. Однако в общей массе качество учебников до сих пор оставляет желать лучшего, не в полной мере учитываются новые технологические вызовы.

Одна из главных причин такого положения дел заключается в слабой информационной и психолого-педагогической подготовке авторов, рецензентов, научных и технических редакторов. Те достижения в теории учебника и учебного текста, которые накоплены за многие годы, зачастую оказываются невостребованными. Иными словами, обсуждение проблемы учебника и создания учебников существуют самостоятельно, и теоретическая деятельность в большинстве случаев не оказывает практического влияния на повышение качества учебников.

Если эту практику не изменить, нет оснований ожидать, что качество учебников существенно повысится. Как показывает многолетний опыт, теория и практика разработки учебников самопроизвольно не соединяются. Кроме того, у учебника появился электронный конкурент в виде сети Интернет, к которой обращаются студенты и школьники для получения необходимой информации. Разработаны и функционируют специализированные образовательные порталы, обучающие системы и ресурсы, использующие дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Сам учебник как книга в большинстве случаев имеет электронный аналог. Электронная образовательная среда в глобальном и локальном измерении стала реальностью. В то же время учебник как базовая основа, интеллектуальная опора такой среды не теряет значимости.

В этих условиях проблема качества классического учебника приобретает новый контекст. Основу методологии ее исследования в еще большей степени составляет системный подход, учитывающий динамику технологического и социального развития. С этой точки зрения, одной из важных составляющих является анализ литературы, в том числе электронных публикаций, посвященных данной проблеме, анализ качества различных учебников и эффективности образовательного процесса, организованного на их базе. Для такого анализа необходима разработка соответствующего инструментария. Его основу составляет прежде всего система требований к современному учебнику, а также методика оценки его качества. Разработка данной методики позволяет повысить объективность оценки качества учебников. На этапе создания учебника авторы могут воспользоваться разработанной системой показателей качества. Для педагогов представленная методика является инструментом объективной оценки и обоснованного выбора учебника, оптимально соответствующего конкретным задачам образовательного процесса в данном учебном заведении. Для проверки эффективности самой методики оценки качества учебника целесообразна ее апробация в различных образовательных учреждениях и содержательный анализ результатов.

В России это, как правило, готовые концепции, рекомендации, алгоритмы. Американские учебники представляют собой в большинстве своем описание исследований, методик их проведения и результаты. Предполагается, что выводы должны самостоятельно делать обучающиеся. Кроме того, они должны сами решать, насколько данный материал следует использовать в реальной практике. Такой подход, безусловно, развивает самостоятельное аналитическое мышление и формирует исследовательскую культуру студента – будущего профессионала.  Приходится признать, что в данном компоненте российская система образования уступает американской, которая по сути своей представляет собой «аккумулятор» мировых интеллектуальных ресурсов, а университеты и колледжи – открытую площадку для междисциплинарных исследований. В данном контексте внедрение методологии и культуры исследований в образовательную деятельность, в том числе через учебник, является важным фактором развития российского высшего образования.

О проблемах школьного и вузовского учебника написано и сказано довольно много, однако до настоящего времени не полностью вскрыты истоки, не проведен подробный анализ данной проблемы. Известно, что бесполезно пытаться решить частную проблему, не решив общую. Это утверждение в полной мере применимо к проблеме учебника, являющейся частной по отношению к проблеме педагога. В наибольшей степени это касается высших учебных заведений. Приведем два примера отражающие ее существо.

Учебные тексты являются основными материалами образовательного процесса. Анализ школьных и вузовских учебников показывает, что они не свободны от содержательных ошибок, противоречий и пробелов, в силу чего пораженный ими материал становится трудным для понимания обучающимися. Таким образом, часть проблемы учебника – проблема ошибок и неточностей. Условно их можно разделить на технические и системные принципиальные. Первые устраняются тщательностью редактирования и корректировки, что составляет отдельную тему обсуждения. Вторые отражают недостаточную научную квалификацию, субъективизм и определенные идейные позиции, особенно в области гуманитарных наук. В частности, в годы перестройки экономисты с воодушевлением рассказывали студентам о безальтернативности свободного рынка, «невидимой руке Адама Смита», тупиковости плановой экономики и т.п. Эти идеи естественно отражались и в учебниках того времени, формируя соответствующее профессиональное мировоззрение. Влияние подобных учебников ощущается до сих пор.

Очевидно, что никакие, даже самые современные компьютерные технологии обучения, не способны компенсировать ущерб, наносимый сущностными ошибками в учебниках. Ущерб этот состоит не только и не столько в том, что обучающиеся неправильно усваивают конкретный материал, но и в том, что затруднено формирование в их сознании важнейших качеств личности –способности к анализу и стремления к научному пониманию. Дело в том, что эти качества могут сложиться только в процессе многократного достижения понимания изучаемого материала.

Источников появления дефектов учебников и причин их живучести несколько. Они во многом пересекаются. Охарактеризуем наиболее значимые.

Во-первых, значимую роль в научной и педагогической деятельности играет система мировоззрения, естественнонаучная модель мира. Не владение основами материалистической философии, системным мышлением, отсутствие аналитических способностей, компилирование известного материала при создании учебников – вот главные источники принципиальных ошибок и заблуждений.

Во-вторых, источниками вредоносных, субъективных, антинаучных взглядов, особенно в гуманитарных областях являются определенные идеологические позиции. В качестве примера следует привести оголтелую русофобию, стремление западного мира, и прежде всего США, подавлять Россию санкциями во всех сферах от экономики до спорта, выращивать антигосударственную оппозицию внутри страны. Значимую роль в этом процессе играет «переписывание истории», которое осуществляется через учебники всех уровней. Его плоды мы видим в США, Канаде, Великобритании, Украине, странах Прибалтики, Польше и многих других странах.

В-третьих, авторы и издатели не всегда успевают отслеживать и отражать в учебниках научные и технологические достижения. Важно еще и то, что учебники, как правило, чаще разрабатывают преподаватели, а не практикующие ученые. С этой точки зрения, сказывается низкая научно-исследовательская активность профессорско-преподавательского состава. Важнейшая проблема заключается в том, что в условиях глобальной бюрократизации и формализма педагогической деятельности вузовская наука динамично развиваться не может.

В-четвертых, параллельно с качественными представлениями, а иногда даже опережая их, развиваются методы вычислений. Инженерам почти всегда нужны только последние. Поэтому сплошь и рядом в технических и естественнонаучных дисциплинах успешность вычислений маскирует дефекты концепций.

В-пятых, сказывается импринтинг (первичное впечатление), стереотипность мышления, свойственные преподавателям не в меньшей степени, чем другим людям. В конечном свете они проявляются в тезисе: «Как меня учили, так и я учу». Об опасности рутины и сложности ее преодоления писали И. Кант, А. Уайтхед и многие другие авторы. Академик А.Н. Крылов говорил: «Затем долголетней практикой я убедился, что если какая-то нелепость стала рутиной, то чем эта нелепость абсурднее, тем труднее от нее избавиться». Авторы в ряде работ развивают концепцию креативной педагогики, значимости преодоления психологических барьеров и стереотипов мышления.

В-шестых, неразработанность теории и методологии построения учебников, о чем писали многие авторы. Например, В.П. Беспалько отмечал, что одним из основных недостатков в создании учебников является «кустарщина», и с тех пор мало что изменилось. И.К. Журавлев указывал, что «Методологическая неразработанность проблем конструирования учебника не просто определенная трудность, но, по всей видимости, главное препятствие на пути достаточно совершенного школьного учебника». Ситуация с вузовскими учебниками в этом отношении ничуть не лучше.

В-седьмых, и это – главное, сказывается совершенно недостаточная психолого-педагогическая подготовка, низкий уровень компетентности преподавателей, в том числе авторов учебников, рецензентов и редакторов, и отсутствие осознания этого факта.

Принципы и практика обнаружения, устранения и предупреждения существенных принципиальных ошибок, противоречий и пробелов в учебных текстах должны быть признаны одним из важнейших разделов педагогической науки. Более того, представляется, что начинать психолого-педагогическую подготовку преподавателей в аспирантуре целесообразно именно с этого раздела, так как он хорошо иллюстрируется доступными для понимания примерами из различных предметных областей, известных преподавателям.

Таким образом, именно данную проблему – проблему повышения качества учебных текстов – следует считать ключевой как в улучшении содержания учебников, так и в организации психолого-педагогической подготовки преподавателей.

Какими средствами она может быть решена? Учебные тексты – продукт осмысляющей и коммуникативной деятельности мозга. Поэтому в качестве методологических знаний необходимо использовать результаты тех гуманитарных наук, которые изучают мышление и язык человека: психологии, диалектики, логики, теории определений, семиотики, лингвистики и терминоведения, а также пограничных, например, психолингвистики.

Однако сами гуманитарии справиться с ошибками в естественнонаучных и технических текстах не могут, так как в большинстве случаев тексты сформулированы синтаксически правильно, и для обнаружения и устранения дефектов необходим предметный анализ. Таким образом, проблема может быть решена лишь на пути синтеза естественных, технических и гуманитарных наук. Иными словами, необходима органичная гуманитаризация и фундаментализация естественнонаучных и технических дисциплин.

Разработке учебников на базе органичной гуманитаризации и фундаментализации должна предшествовать работа по развитию и детализации профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов.

Основные цели, требования к учебникам нового поколения, подходы к их разработке вытекают из задач, стоящих перед средней и высшей школой, концептуальных основ развития высшего и среднего профессионального образования в мире и России, а также содержания комплекса стратегических и нормативно-правовых документов федерального уровня.

В процессе исследований, проведенных авторами в течение более чем двадцатипятилетней педагогической практики, обобщены основные концептуальные положения о качестве учебника и разработана методика его оценки, основой которой является соответствующая система требований.

В рамках излагаемой концепции современные учебники и учебные пособия должны отвечать следующим требованиям, целям и задачам:

  • соответствовать критериям научности: истинности, обоснованности, проверяемости, системности, проблемности, прогрессивности;
  • соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) с учетом соответствующих стандартов на книгоиздательскую продукцию, отвечать требованиям к структуре и содержанию учебных изданий, обеспечивать стабильность и актуальность на 5-7 лет, в то же время каждое переиздание учебника должно отражать изменения, произошедшие в предметной области;
  • соответствовать основным направлениям научно-технического прогресса, строиться на основе научных фактов, теорий, методов, демонстрировать передний край мировой науки и технологий;
  • выделять и интегрировано использовать базисные понятия, методы и подходы, показывать возможности их применения в других дисциплинах, в исследованиях, в практике, междисциплинарность – одно из значимых требований к современному учебнику;
  • отличаться фундаментальностью, системностью, логической последовательностью и доступностью изложения материала, ясностью и точностью терминов, понятий и определений, отсутствием ошибок, неверных положений;
  • соответствовать целевым ориентирам развития науки, в рамках которой создан учебник (математика, экономика, физика, экология, юриспруденция и др.), показывать гуманитарную составляющую технических и естественнонаучных знаний, также как и возможности использования математических методов в гуманитарных областях;
  • обеспечивать возможности интеграции образовательной, научной, проектной, инновационной деятельности, вооружать обучающихся соответствующими методами;
  • обеспечивать вариативность представленного материала, выделение основного ядра, дополнительного материала, заданий базового и повышенного уровня сложности, которые предназначены для наиболее талантливых студентов;
  • соответствовать основному вектору гармоничного развития системы «человек – общество – природа»;
  • обеспечивать необходимые условия для самостоятельной работы обучающихся, содержать задания различного уровня сложности;
  • содержать необходимый справочный материал, быть источником проверенной научной информации;
  • включать разделы по контролю и самоконтролю усвоения материала;
  • содержать практические примеры, взятые из контекста предметной области, типовые расчеты, задачи и методы их решения;
  • способствовать концентрации внимания обучающихся на проблемных перспективных вопросах дисциплины;
  • формировать теоретический, профессиональный и нравственный уровень подготовки будущих специалистов, в то же время обеспечивать основу будущей практической деятельности, тесную связь с жизнью, иллюстрацию теоретических положений практическими примерами;
  • быть привлекательным по изложению материала, его наглядности, визуализированности, качеству издания в целом;
  • быть ориентированным на конкретный уровень образования и образовательный маршрут;
  • быть открытым для модернизации, ориентированным на использование современных информационных компьютерных сетевых технологий;
  • примеры и задачи должны быть ориентированы на использование как аналитических вычислений, так и вычислительных возможностей современных компьютерных средств;
  • учитывать психолого-педагогические особенности обучающихся, уровень их образованности, мотивацию к изучению данной и смежных дисциплин;
  • профессионально ориентировать, пробуждать интерес к будущей специальности, формировать гордость за достижения человеческой мысли, прививать уважение к науке, осуществлять воспитательную функцию;
  • отвечать требованиям безопасности образования;
  • вузовские учебники должны сохранять преемственность к учебникам и учебным пособиям средней школы.

Современный учебник должен являться частью учебно-методического комплекса на базе цифровых образовательных ресурсов. Такой комплекс может включать в себя собственно учебники, справочные издания, хрестоматии или ссылки на значимые для предметной области публикации, нормативно-правовые акты, задачники, практикумы, сборники схем, иллюстраций, моделей и комментариев, методические рекомендации, исследовательские практикумы и другие подобные материалы.

Учебник должен ориентировать преподавателя на использование активных и интерактивных методов обучения.

Необходимо подчеркнуть значимость методических рекомендаций. Они не должны быть формалистичными, тривиальными, отличаться кратностью и практической полезностью для обучающихся.

Современное обучение должно быть максимально визуализированным. Проведенные авторами на протяжении более десяти лет педагогической практики исследования показывают, что использование средств наглядности, презентаций, схем, рисунков, ментальных карт повышает эффективность обучения на 25-30%. Справедливость полученных результатов подтверждается независимыми экспертами, анализирующими Интернет, что возрастает активность самостоятельно обучающихся. Абсолютное большинство пользователей, формулирующих конкретные вопросы, касающиеся практической деятельности, предпочитают тексту видео- и фотоматериалы, схемы, рисунки. Исходя из этого, современный учебник должен быть насыщен необходимым иллюстративным материалом.

Следует отдельно остановиться на стилистике современного учебника. К сожалению, авторы нередко грешат наукообразием, сложностью формулировок, использованием малопонятных терминов, громоздкостью построений предложений, изобилующих причастными и деепричастными оборотами. Сложность определений затрудняет их понимание, подменяет основной смысл второстепенными объектами и связями. Для преодоления этих недостатков необходимы следующие основные требования к стилю изложения учебного материала:

  • логичность, аргументированность, доказательность;
  • правильность, нормативность;
  • конкретность и краткость;
  • образность и эвристичность;
  • точность, ясность, невозможность двойного толкования;
  • методичность и последовательность изложения;
  • соответствие профессиональному уровню обучающегося (читателя);
  • применение аббревиатур и иностранных терминов только по мере необходимости.

Представленная система требований к учебнику является основой методики его оценивания. В данной методике авторами выделено четыре блока:

  1. Общие требования.
  2. Специальные дидактические требования.
  3. Требования к содержанию и структуре содержательной части.
  4. Психолого-педагогические требования.

Оценку качества учебника целесообразно производить экспертным методом. По различным шкалам может оцениваться его соответствие представленной системе требований. Для тех требований, выполнение которых обязательно и регламентировано законами, стандартами и другими руководящими документами или очевидно, целесообразно использовать трехбалльную шкалу:

  • оптимально соответствует (5);
  • достаточно соответствует (3);
  • не соответствует (0).

Для остальных требований необходимо использовать шестибалльную шкалу:

  • оптимально соответствует (5);
  • хорошо (4);
  • достаточно соответствует (3);
  • посредственно (2);
  • удовлетворительно (1);
  • не соответствует (0).

Часть требований первого блока, отражающих нормативные документы и требования к безопасности, а также требования к структуре содержательной части оцениваются по трёхбалльной шкале, представленной в таблице 5.3.

Основная часть общих, специальные дидактические, содержательные и психолого-педагогические требования оцениваются по шестибалльной шкале, приведенной в таблице 5.4.

Требования к содержанию и структуре содержательной части учебника включают наличие и содержание следующих элементов учебника:

  • методическая (инструктивная часть);
  • информационная (содержательная) часть в блочно-модульной форме, полнота, научность, фундаментальность;
  • вопросы, тесты для контроля усвоения;
  • задачи и методы их решения, ответы к задачам;
  • словари терминов, обозначений, символов;
  • предметный указатель терминов;
  • список основных и дополнительных литературных источников, система ссылок на них;
  • шрифтовая, символьная, иллюстративная выделенность наиболее важных положений, понятий, определений, закономерностей.

В систему психолого-педагогических требований целесообразно включить возможности учета уровня подготовки, различий в стилях мышления, особенностях интеллекта, темперамента, психики обучающихся; возможности формирования наиболее важных интеллектуальных и нравственных качеств обучающихся; реализацию воспитательной функции, формирование интереса к данной отрасли знаний, гордости за достижения отечественной науки; ориентацию на использование технических (в том числе компьютерных) средств обучения и наличие методических указаний по их применению.

В процессе оценки качества учебников эксперты должны заполнить представленные таблицы для каждого из требований. Результаты оценки суммируются по каждому из блоков. Фиксируются нулевые оценки по отдельным показателям, что соответствует не выполнению установленных требований по данным показателям. Эти показатели перечисляются в акте экспертизы.

Если в данном блоке (общие требования к учебнику, специальные дидактические требования, требования к структуре содержательной части, психолого-педагогические требования) более половины нулевых оценок по частным показателям, то данный блок оценивается неудовлетворительно. Такой учебник не может быть рекомендован к использованию.

Для сравнительной оценки учебников группа экспертов оценивает их соответствие представленным требованиям. Средневзвешенные оценки суммируются для каждого блока и сравниваются между собой. Лучшим является учебник, получивший максимальное число баллов при отсутствии нулевых оценок. Оценивание может производиться как очно, так и сетевым способом с использованием ресурсов сети Интернет.

Проведенная апробация методики свидетельствует о том, что она позволяет производить объективную оценку качества учебников, получать количественные оценки степени соответствия различным требованиям, определять целесообразность использования учебников для решения различных образовательных задач.

Разработанная методика может быть использована не только для оценки качества учебника, сравнения различных изданий, но и для повышения качества разработки новых учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов. С этой точки зрения, ее целесообразно использовать не только как инструмент оценки, но и как практическое пособие по разработке учебника.

Проблема качества учебника, безусловно, сложна и многоаспектна, однако основные направления ее решения понятны. Необходимо повышать методический уровень авторов, изложение материала должно быть системным, фундаментальным и, в то же время, практикоориентированным и проблемным, необходимо показывать передний край науки и технологий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)