Изобретение, полезная модель, промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту

Законодатель предусмотрел особое регулирование распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по государственному или муниципальному контракту. Установление специального регулирования в этой сфере является продолжением линии по установлению специального регулирования заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов.

Оно объясняется особой общественной значимостью гражданско-правовых отношений, одной из сторон которых является государство или муниципальное образование, которые через государственного заказчика, по сути, действуют от лица всех граждан Российской Федерации (или граждан, проживающих на территории соответствующего субъекта или муниципального образования).

Общее правило о распределении патентных прав на результаты, созданные при выполнении работ по государственному контракту (п. 1 ст. 1373 ГК РФ), таково: право на получение патента и исключительное право на такие результаты интеллектуальной деятельности принадлежат подрядчику (организации, выполняющей государственный или муниципальный контракт).

Приоритет исполнителя перед публичным образованием в данном случае может объясняться целым рядом причин. Во-первых, участвуя в хозяйственном обороте, государство не должно в качестве основной цели преследовать извлечение прибыли. Патентообладатели вправе заключать лицензионные договоры или договор об отчуждении патента, тем самым получая прибыль от обладания патентом (лицензиат вправе заключать сублицензионные договоры лишь с разрешения правообладателя и только в установленных им пределах).

Не ставя перед собой цель извлечения прибыли, государство вполне может удовлетвориться использованием результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензии. Во-вторых, предоставление исключительного права и права на получение патента исполнителю – это мощный стимул к развитию исполнителя и проведению дальнейших работ в соответствующей сфере.

Наконец, в-третьих, во многих случаях государство как отдельный субъект гражданского права не имеет возможности (ресурсов) для использования результата творческого труда какими бы то ни было способами, кроме непосредственного применения продукта, в котором использован соответствующий результат, и (или) не планирует такое использование изначально.

Общее правило о возникновении исключительного права и права на получение патента у исполнителя диспозитивно, и государственным контрактом может быть установлено иное распределение прав.

В п. 1 ст. 1373 ГК РФ прямо устанавливается закрытый перечень лиц, которым названные права могут быть предоставлены. В числе этих лиц указаны:

  • исполнитель, которому права предоставляются по умолчанию, если государственным контрактом не установлено иное; и
  • Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, от имени которых выступает государственный (муниципальный) заказчик.

Предусмотрены три возможных варианта распределения прав между названными субъектами: только исполнителю, только публично-правовому образованию или исполнителю и публично-правовому образованию совместно (для использования в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 1358 ГК РФ) <1>. Данная норма являет собой пример повышенной защиты интересов государственного заказчика и публично-правового образования.

Недопущение третьих лиц к первичному получению прав позволяет снизить риск недобросовестного поведения правообладателя и служит дополнительной гарантией исполнения обязанностей патентообладателя в отношении государственного заказчика. Кроме того, в ряде случаев обладание исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности иными лицами невозможно в связи с распространением на результат работ режима государственной тайны.

Если на основании закона и (или) государственного контракта публично-правовое образование не получает патент на созданный объект, у патентообладателя возникает обязанность по требованию государственного заказчика предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на соответствующий результат любому лицу, на которое укажет государственный заказчик.

Цели использования результата интеллектуальной деятельности в соответствии с такой лицензией определены законом: выполнение работ или осуществление поставок для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 1373 ГК РФ).

Верховный Суд РФ указывает, что заключение государственного контракта на выполнение работ по технической поддержке и сервисному обслуживанию информационной системы, разработанной по государственному заказу и принадлежащей государству, иным подрядчиком не свидетельствует о причинении тем самым ущерба исполнителю (разработчику) по первоначальному государственному контракту, во исполнение которого она разработана. Такое решение было основано также и на том, что разработчик не намеревался и не участвовал в открытых аукционах на право заключения государственных контрактов на выполнение данных работ <1>.

Законодатель предусмотрел пресекательный срок в отношении права на получение патента, распределенного публично-правовому образованию (п. 2 ст. 1373 ГК РФ). Если в течение шести месяцев со дня письменного уведомления исполнителем государственного заказчика о создании патентоспособного результата интеллектуальной деятельности заказчик не подаст заявку на выдачу патента, право на получение патента переходит к исполнителю.

В силу Постановления Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. N 685 в государственные контракты должно включаться условие о том, что исключительное право и право на получение патента должно переходить к Российской Федерации в случае, если исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ по государственному контракту совершение действий, необходимых для признания за ним или приобретения им исключительных прав на результат. Таким образом, фактически право исполнителя на получение патента также ограничено пресекательным сроком.

При выполнении работ по государственному контракту исполнитель вступает в правоотношения не только с государственным заказчиком, но и со своим работником, который впоследствии станет автором созданного по государственному контракту результата. Общая схема договорных взаимоотношений может быть и более сложной. Так, автор результата интеллектуальной деятельности может быть работником не исполнителя, а иной организации, которую исполнитель привлек по субподрядному договору.

Более того, субподрядных договоров может быть несколько (субподрядные договоры могут быть как “одного уровня”, так и образовывать “цепочку” договоров). Помимо этого исполнитель по государственному контракту может заключить с автором не трудовой, а гражданско-правовой субподрядный договор. Наконец, авторов может быть несколько (соавторы).

Права на результаты интеллектуальной деятельности распределяются вне зависимости от положений иных договоров, составляющих очерченную выше систему договорных связей, в том числе независимо от положений государственного контракта.

В итоге возможна такая последовательность: после создания результата работником исполнителя права на этот объект в силу закона возникают у работодателя (он же исполнитель по государственному контракту), а затем в силу указания в государственном контракте эти права автоматически, мгновенно “переходят” к государственному заказчику.

При этом публично-правовое образование сможет получить права на результаты интеллектуальной деятельности только в том случае, если исполнитель обеспечит (в рамках своих правоотношений с работником) возникновение прав на результат, созданный по договору с работником, у себя. В ином случае распределение прав по государственному контракту не будет иметь юридического значения, поскольку ни одна из его сторон не будет являться хотя бы и номинальным, но обладателем патентных прав.

Именно поэтому законодатель предусматривает дополнительную защиту интересов публично-правового образования (п. 3 ст. 1373 ГК РФ). Если право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности на основании государственного контракта принадлежат последнему, исполнитель обязан обеспечить получение публично-правовым образованием этих прав.

Для этого он должен обеспечить, чтобы по всем договорам, составляющим общую схему договорных связей, права на получение патента возникали у заказчиков (для трудового договора с автором – у работодателя). Таким образом, приобретая и (или) обеспечивая приобретение названными лицами патентных прав, исполнитель по государственному контракту обеспечит тем самым их возникновение у публично-правового образования.

У публично-правового образования в связи с приобретением права на получение патента и исключительного права на результат интеллектуальной деятельности могут возникнуть сложности.

Например, когда по государственному контракту создается зависимое изобретение, полезная модель или промышленный образец (ст. 1358.1 ГК РФ). Использование созданного по такому государственному контракту результата невозможно без получения согласия на это обладателя патента на другой (“основной”) результат интеллектуальной деятельности (п. 2 ст. 1358.1 ГК РФ). Таким образом, закрепленная в п. 3 ст. 1373 ГК РФ обязанность исполнителя направлена в том числе на обеспечение публично-правовому образованию права использования результата интеллектуальной деятельности.

Если патент на результат интеллектуальной деятельности принадлежит совместно исполнителю и публично-правовому образованию, государственный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на соответствующий объект третьему лицу в целях выполнения работ или осуществления поставок для государственных (муниципальных) нужд (п. 5 ст. 1373 ГК РФ).

На это не требуется согласия исполнителя: государственному заказчику достаточно лишь уведомить его. Это исключение из общего правила о порядке распоряжения исключительным правом, принадлежащим совместно нескольким лицам (абз. 2 п. 3 ст. 1229 ГК РФ), установлено с целью защиты интересов публично-правового образования.
Еще одна мера защиты интересов обеих сторон государственного контракта предусмотрена в п. 6 ст. 1373 ГК РФ.

Если исполнитель, получивший патент, примет решение о досрочном прекращении его действия, то он обязан уведомить об этом государственного заказчика и по его требованию передать патент на безвозмездной основе соответствующему публично-правовому образованию. Аналогичное правило установлено для случая, когда патент получает Россия, ее субъект или муниципальное образование.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)