Из опыта подготовки биатлонистов

Идея описать фрагменты богатейшего опыта заслуженного тренера России по биатлону Леонида Александровича Гурьева пришла нам в 2007 году в период написания его ученицей, Анной Витальевной Халманских (Сорокиной), кандидатской диссертации под руководством доктора педагогических наук, профессора Ирины Владимировны Манжелей.

Посоветовавшись и получив согласие Леонида Александровича, мы решили обобщить отдельные аспекты многолетнего труда одного из выдающихся тренеров современности при помощи метода «глубокого интервью», широко применяемого в социальной психологии.

Метод глубокого интервью — вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении очного опроса (разговора) между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.

В социологии и социальной психологии метод «глубокого интервью» служит для получения информации об особенностях социальных процессов и явлений, при этом по частоте применения во всем мире этот метод занимает лидирующее положение.

В числе его достоинств следует указать:

  • возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондентов;
  • вербальный характер общения устраняет проблему непоследовательного незапланированного восприятия вопросов, а ситуация интервьюирования, по форме близкая к обычному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов;
  • возможность вести наблюдения за психологическими реакциями респондента, ситуацией интервью и в случае необходимости проводить корректировку соответственно возникающим переменам;
  • общение интервьюера с респондентом, обладающее подчеркнуто личностным характером взаимодействия, обеспечивает более серьезное отношение респондента к опросу.

Надеемся, что наша работа поможет тренерам и спортсменам на разных этапах тренировочной и соревновательной деятельности.

Леонид Александрович Гурьев — заслуженный тренер России по биатлону (1989), кавалер ордена Дружбы (1999), отличник и заслуженный работник физической культуры (2010), воспитавший 4 олимпийские чемпионки, включая Анастасию (Кузьмину) Шипулину.

Его воспитанницами было завоевано более 450 медалей на различных международных стартах. Из них 13 медалей (5 золотых, 4 серебряные и 4 бронзовые) Олимпийских игр и 34 медали чемпионатов мира (12 золотых, 13 серебряных и 9 бронзовых). Носкова Луиза — олимпийская чемпионка 1994 года, чемпионка мира 1989 года.

Куклева Галина — олимпийская чемпионка 1998 года, серебряный призер Олимпийских игр 1998 года, бронзовый призер Олимпийских игр 2002 года, трехкратная чемпионка мира.

Ахатова Альбина — олимпийская чемпионка 2006 года, серебряный призер Олимпийских игр 1998 года, бронзовый призер Олимпийских игр 2002 года, двукратный бронзовый призер Олимпийских игр 2006 года, четырехкратная чемпионка мира.

Мельник Ольга — серебряный призер Олимпийских игр 1998 года, серебряный призер чемпионата мира 1996 года.

Волкова Анна — чемпионка мира 1998 года. Булыгина Анна — чемпионка мира 2009 года.
Макарова Юлия, Сорокина Анна, Кузнецова Анастасия, Максимова Ирина, Романова Анастасия, Садилова Мария, Аликина Александра — победители и призеры чемпионата Европы и мира.

Многолетняя профессиональная деятельность Леонида Александровича всегда отличалась порядком и дисциплиной внутри коллектива. На сегодняшний день он является одним из немногих тренеров, которые придерживаются жестких рамок в своей работе. То же самое можно сказать о взаимоотношениях с коллегами и со спортсменами. Грамотный распорядок дня, самодисциплина и самоотдача, порядок во всем, начиная от тренировочного расписания и заканчивая отдыхом.

Описывая опыт Леонида Александровича, мы понимали, что изложить все невозможно, поэтому сделали акцент на наиболее важных моментах в работе тренера, а именно: на трудностях, с которыми приходится сталкиваться как начинающим, так и опытным специалистам, на том, что отличает «успешного» от «неуспешного» спортсмена, а также изложили факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности. Пожелания начинающим тренерам. Тренер на периферии. Становление тренера как специалиста: трудности и способы их преодоления.

Спортивная деятельность Леонида Александровича как тренера начиналась в годы, когда биатлон еще не был олимпийским видом спорта. И если говорить о финансировании или поддержке, то возникали определенные трудности и тем самым приходилось искать выход зачастую из очень трудных ситуаций, так как были необходимы лыжи, палки, соответствующий инвентарь и многое другое.

Интересно
Естественно, вот тот опыт и борьба очень помогли в дальнейшем, т. е. помогли как тренеру, как специалисту пройти все эти трудности, созреть и понять, что ты многого можешь достичь. А дальше хочется большего, начинается понимание того, что уровень уже не тот, что ты сам как тренер вырос, хочется попробовать, что-то выше, серьезнее.

Так и началось восхождение тренера как специалиста по карьерной лестнице. Сначала тренер в совхозе, затем тренер сборной команды области, сборной юниорской, молодежной команды и, наконец, тренер национальной сборной команды России по биатлону.

Все те спортсменки, с которыми приходилось работать, росли вместе с ним как профессионалы, шли поэтапно от одной национальной сборной к другой. И в конечном итоге, находясь на крупнейших международных соревнованиях, пришло осознание того, что «ЭТО МОЕ», это мое любимое дело, моя работа, мое хобби.

Самые главные пожелания тренерам — это терпение, не форсировать подготовку, не пичкать юных спортсменов таблетками, допингом и прочим. Дать сформироваться детскому организму. Особенно в настоящее время идет погоня за грантами, призовыми.

Уже начиная с юношеского возраста спортсмены, ставшие призерами и победителями международных соревнований, получают солидные денежные стипендии, это же относится к тренерам. Отсюда и идет стремление побыстрее выжать из спортсмена максимальный результат, а что будет дальше, что его ждет во взрослом спорте — уходит на второй план.

Также если растить спортсмена до международного уровня, необходим четкий, грамотный анализ всех тренировок и соревнований, съемки выступлений, техники лыжного хода и стрельбы спортсменов высокого класса. Но если мы говорим о детях, необходимо, чтобы все было как в игре, чтобы у них был интерес к занятиям, было желание. И они тянулись к тренеру.

Этапы многолетней деятельности: какие были взлеты, падения, разочарования, надежды? Если говорить про моменты непосредственно из тренерской работы, безусловно, бывают моменты, когда хочется все бросить — и работа не в радость, и со стороны спортсменов непонимание: НО откуда-то берутся силы, приходит полная мобилизация. То есть ты начинаешь понимать, что нашел свою любимую работу, а она нашла тебя. Оба довольны.

Тренер должен быть примером во всем для спортсмена, если не будет той изюминки, которая заводит их, они просто остановятся, и ничего не будет — ни результатов, ни побед. Мы говорим «профессионал» — а что это такое? Все равно, кем бы спортсмен ни был, пусть даже и олимпийским чемпионом, с ним необходимо работать, носиться как с маленьким ребенком и постоянно держать в «ежовых рукавицах». Бывают моменты, когда как будто бы тренеру больше всего надо. А надо-то самому спортсмену.

Как приходилось работать? Тренер и функциональная подготовка спортсменок; тренер и стрельба; тренер и сервис; тренер и массажист — все в одном лице. С чем приходилось сталкиваться и что преодолевать на пути к победам, какие возникали проблемы? Если говорить про сегодняшний день, про настоящее, про хорошие условия: да, безусловно, это здорово, но, с другой стороны, тоже плохо.

Если сравнивать, когда ничего не было — ни стрельбища, ни трасс, были трудности, — был результат, родились четыре олимпийские чемпионки. Как известно, трудности — они всегда заставляют мобилизоваться. Когда приходилось кататься по дорогам, в плане стрельбы спасал тир Сельскохозяйственного института. А сейчас результата такого нет. Очень много возможностей в плане подготовки. И спортсменов это расхолаживает, начинается перебирание.

Скорее всего, произошел перехлест в тренировочном плане, т. е. много средств, тренажеров, и получилось, что где-то перебрали. Сейчас тяжело смотреть, когда не только спортсмены не понимают, что для них все создано, но и на тренеров, которые при таких условиях не хотят работать. Особенно в период между стартами. Есть еще расхождения в плане подготовки резерва, нет перехода из СДЮСШОР в ЦСП. Это плохо. Если мы сами не будем растить своих спортсменов, а будем брать, покупать их со стороны, то ничего хорошего из этого не получится.

Тонкости работы именно со спортсменками — тренер как психолог? Какие типы спортсменок Вы выделяли? Какие подходы применяли к разным типам спортсменок?

Леонид Александрович всегда придерживается мнения, что необходимо со всеми работать одинаково. Диктат, жесткий, правильный диктат. Только правильный! Исходя из своего многолетнего опыта, он знает, что если есть порядок, дисциплина, все жестко: подъем — отбой, то и результат не заставит себя ждать.

Если спортсмен получил за что-то, то он знает, понимает за что. Он все равно тянется за тренером. А типы, характеры — это уже другое. Характер — это то, как ты выходишь на гонку, показываешь результат, т. е. реализовываешься. Но если более тонко подходить, то необходимо жить жизнью спортсмена. Это и замужество, и родители, и учеба, и результаты и многое другое.

Взаимоотношения внутри спортивного коллектива: микроклимат в команде; лидеры и ведомые; формальные и неформальные отношения в команде; иерархия и работа на результат. Еще по сборной команде пришло понимание того, что чем больше обслуги, тем хуже. То есть если тренер один — спортсменам жаловаться некому, а в сборной ищут со стороны доктора, массажиста, поддержку.

Были моменты, что по 3-5 раз за сбор спортсменки болели просто из-за того, что не хотели тренироваться или контрольную бежать. Да, естественно, когда работаешь один, есть и любимчики, но необходимо относиться ко всем одинаково. Тогда и будет результат. А если будет много советчиков, то будет как в басне «Лебедь, щука и рак».

Когда очень большой коллектив обслуги, необходимо их всех объединить, т. е. работать на результат. Если нет понимания, желания, стремления помогать, то только все разваливается. Вся работа должна быть завязана, все должно крутиться, так чтобы спортсмена это подталкивало к достижению поставленной цели.

Взаимоотношения с иными субъектами:

  • тренер и руководство;
  • тренер и судьи;
  • тренер и болельщики;
  • тренер и родственники спортсменок.

Есть много примеров, когда спортсмены в себе сомневаются и приглашают своих родителей, все начинает разваливаться, становиться только хуже. Начинают искать поддержку, приглашать психологов. Леонид Александрович всегда был против этого.

Если ты спортсмен высокого уровня, выходишь на международные старты, то ты прежде всего должен быть сам для себя психологом. Уметь разбираться в себе. Делать анализ любой ситуации. Никто — ни родители, ни психологи не побегут с тобой рядом по трассе. Особенно часто бывает, когда перед самым выходом на старт тебе вслед ктонибудь кричит: «Ну ты сегодня всех порвешь!» или «Ну ты сегодня настреляешь!» — вот это отрывная точка. Ситуацию уже не изменишь.

И никакой психолог тебе не поможет, потому что все это будет только у тебя в голове. И как ты с этим справишься — вот это самый главный вопрос. За многолетнюю карьеру приходилось сталкиваться со многими психологами, большинство только нервировали спортсменов. Особенно когда ему хочется отдохнуть, побыть одному, они ходят и выпытывают, что же там произошло. Лезут в душу, что-то навязывают. Если мы говорим про результат, то не только тренер и спортсмен идут к нему.

За ними стоит очень мощная поддержка. Закручена целая машина — это и руководство, и губернатор, и медицина и многое другое. Плюс совместимость тренер-спортсмен, особенно когда рождается олимпийский чемпион, — это же не просто так, взять и выиграть Олимпиаду.

Здесь можно говорить о сильной совместимости, о понимании тренера спортсменом и наоборот. Они должны идти рядом. То же самое что отправка в космос на полгода. Летят люди иногда совсем не знакомые. Ситуации там такие, что страшнее, чем в тюрьме. Только полная совместимость может помочь. То же самое в спорте при таких сумасшедших нагрузках.

Взаимоотношения с Союзом биатлонистов России — спортивная этика и политика. Влияние этих взаимоотношений на результат выступления спортсменок в тех или иных соревнованиях.

Должна быть стена со стороны спортсмена в результатах, чтобы не возникало никаких вопросов. То есть тренер должен так подготовить спортсмена, чтобы он выступал достойно и без проблем проходил груз отбора, показывая высокий результат, а не претендуя на 5-6 места, где вероятность выступлений в соревнованиях высокого уровня очень низкая.

Также необходимо проигрывать все ситуации по ходу соревнований, в плане подготовки трасс, подходу к стрельбищу, погодных условий, чтобы спортсмен, приехавший на Кубки мира или Олимпийские игры, не потерялся, а был готов внутренне к любой сложной ситуации. «Успешный» и «неуспешный» спортсмен.

Интересно
В ходе проведения «глубокого интервью» с тренерами сборных команд по биатлону, в том числе и с Леонидом Александровичем Гурьевым, нами был составлен условный портрет «успешного» и «неуспешного» спортсмена.

Во-первых, спортсмен является «успешным» благодаря физическим данным и отношению к самой работе, тренировочному процессу. Спортсмен и тренер должны дополнять друг друга в достижении поставленной цели. Во-вторых, спортсмен должен знать себя очень хорошо. Четко ставить задачи на час, на день, на неделю. Уметь грамотно разложить ход предстоящей гонки. С целью усиления этих достоинств необходимо общение с тренером. Должно быть понимание со стороны тренера, в некоторых ситуациях нужно идти на уступки по отношению к спортсмену.

Интересно
В большей степени помехой в том, чтобы быть «успешным», является неуверенность в своих силах, особенно в стрелковом плане. Уверенность приходит с опытом, необходимо пройти через сеть крупных соревнований, со стороны тренера — не дать повода усомниться в силах спортсмена, способностях, готовности на данном этапе.

На конечный результат у успешных спортсменов физическая подготовка практически не влияет, на первое место выходит психология. С одной стороны, не должно быть опекунства, не нужно лезть в душу, следует направлять в нужное русло, но не быть нянькой. Наблюдать со стороны и вести мысленно.

Необходимо оградить от прессы, от общения с посторонними людьми, постараться создать атмосферу тренировок, раскованность. А модель этих соревнований, груз ответственности (как на Олимпийских играх, чемпионатах мира) постараться создать на тренировках: выступать в коммерческих стартах, суперспринтах, где цена выстрела очень высока.

В данной ситуации необходимо работать над тем, чтобы не создавать тепличных условий, без наставлений, опекунства. Необходимо дать спортсмену больше самостоятельности, проиграть встречи с прессой, на тренировках использовать громкую музыку, создать атмосферу соревнований, выходить на старт с чувством уже проигранной гонки. Помощь психолога состоит в том, чтобы разобраться в ситуации: что конкретно помешало спортсмену, вывести его из этого состояния, найти его проблему, провести беседу во время, до и после соревнований, убрать неуверенность в себе.

Успех в соревнованиях зависит от веры в себя — не самоуверенность, а уверенность, сила воли, характер.

Спортсмена побуждает преодолевать трудности тренировок и соревнований, во-первых: цель, задачи, поэтапное выполнение, достижение этой цели, по дням, месяцам, годам. Настырность, характер, ответственность перед собой.

Во-вторых, со стороны тренера — настрой на данную нагрузку, обоснованность, необходимость приведения спортсмену фактов возможности выполнения им данной нагрузки, показать состояние спортсмена (ЭКГ, биохимия и т. д.), целесообразность данной нагрузки, показать его параметры.

«Неуспешным» спортсменам, по словам тренеров, не хватает терпения, силы воли, работы над собой, отсутствует конечная цель и поэтапные задачи. С такими спортсменами необходимо чаще проводить тренировки в сложных, тяжелых условиях, работать над собой с помощью тренера, спорттестера, компьютерного тренажа. Ставить четко конечную цель и поэтапные задачи по дням, неделям, месяцам, годам, вести дневника.

Тренер должен записать, зафиксировать ошибку и преподнести, разъяснить, в чем был срыв, найти истину. Помощь психолога заключается в том, чтобы настроить на конкретное соревнование, тренировку. После неуспешного выступления грамотно разложить ход гонки, проанализировать поведение спортсмена во время соревнований, найти, где, в какой момент наступил срыв.

А также тренер по функциональной или стрелковой подготовке может помочь в той или иной ситуации после жесткого анализа гонки. Таким образом, спортсмен является «успешным» не только благодаря физическим данным, отношению к работе и тренировочному процессу, но и грамотному распределению сил, целеустремленности.

Уверенности в своих силах, настырности, характера, ответственности перед собой. Тогда как «неуспешным» спортсменам в первую очередь не хватает уверенности в себе, терпения, силы воли, проявления характера в трудный момент. Нет четко поставленной цели и поэтапных задач по дням, неделям, месяцам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)