История психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей

В России умственно отсталых детей стали отделять от психически боль­ных, пытаться воспитывать и обучать, изучать и корригировать их недостатки в середине XIX в. В начале это делали врачи-психиатры в клиниках, потом к ним присоединились педагоги и психологи.

Постепенно стали накапливаться пока еще фрагментарные сведения о психологических особенностях умственно от­сталых. Первой солидной публикацией, посвященной проблеме олигофренопсихо­логии, был двухтомный труд Г. Я. Трошина «Антропологические основы воспи­тания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» (1914– 1915). Автор обобщил сведения, накопленные к тому времени зарубежными и отечественными исследователями в плане физиологии, педагогики, психологии умственно отсталых и нормально развивающихся детей.

Сравнительный харак­тер исследования позволил Г. Я. Трошину увидеть у сопоставляемых категорий детей ряд общих черт, а также определить особенности, присущие умственно отсталым. Им были выдвинуты интересные положения, не потерявшие своей значи­мости и в наши дни. К их числу относятся утверждения о возможностях разно­планового развития умственно отсталых детей и об общности основных законо­мерностей, по которым осуществляется развитие нормального и умственно от­сталого ребенка.

Дальнейшее интенсивное изучение психологии умственно отсталых в России осуществлялось преимущественно в лаборатории специальной психологии Научно-практического института специальных школ и детских домов Нарком­ проса РСФСР, созданной в 1929 г. в Москве. В этой лаборатории проводились сопоставительные исследования, охватывавшие умственно отсталых, глухих и нормально развивающихся учащихся различных школьных возрастов.

С первых лет организации лаборатории ее ведущие сотрудники Л. С. Вы­ готский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев стали интенсивно разрабатывать теоре­тические основы олигофренопсихологии, создавать оригинальные методики и накапливать фактический материал. В эти годы Л. С. Выготским был сформу­лирован ряд главнейших положений, отражающих закономерности психическо­го развития аномального ребенка.

К их числу относятся:

  • утверждение о системности строения психики человека, в силу чего нару­шение одного из звеньев существенно изменяет функционирование всей систе­мы;
  • выделение зон актуального и ближайшего развития ребенка;
  • утверждение идентичности основных факторов, обусловливающих развитие нормальных и аномальных детей;
  • выделение в развитии аномального ребенка первичных и вторичных откло­нений и соответственно определение важнейших направлений коррекционной учебно-воспитательной работы с каждым учеником;
  • утверждение об изменении у ребенка при умственной отсталости соотно­шения между его интеллектом и аффектом.

Молодыми сотрудниками лаборатории и аспирантами которые работали под непосредственным руководством уже приобретших известность психологов Л. В. Занко­ ва и И. М. Соловьева, были проведены экспериментальные исследования пре­имущественно познавательной деятельности и в некоторой мере – личности умственно отсталых учащихся.

Эти исследования предполагали выявление не только недостатков детей, но и потенциальных возможностей их развития. Изу­чались вербальная и образная память школьников, особенности их речи, влия­ние мотивационных моментов на протекание психических процессов, а также феномен так называемого психического насыщения.

Результаты деятельности сотрудников лаборатории были представлены в книге «Умственно отсталый ребенок» (1935), вышедшей под редакцией Л. С. Выготского. Она включала в себя статью Л. С. Выготского об общих теоретиче­ских подходах к проблеме умственной отсталости, а также статьи Л. В. Занкова о памяти и И. М. Соловьева о личности этих детей.

В этом же году опубликованы «Очерки психологии умственно отсталого ребенка» Л. В. Занкова, в которых автор сделал попытку многоаспектного освещения своеобразия психической деятельности детей-олигофренов. С этой целью были использованы исследования, опубликованные за рубежом и в Рос­сии.

Немного позднее, в 1939 г., было издано первое в России оригинальное учебное пособие «Психология умственно отсталых школьников», написанное Л. В. Занковым для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. По этой книге учились многие поколения русских дефектологов. После смерти Л. С. Выготского в 1935 г. психологическое изучение ум­ ственно отсталых детей продолжалось его коллегами в том же институте, кото­рый стал называться Научно-исследовательский институт дефектологии (НИИД).

Работавший там до 1955 г. Л. В. Занков расширил тематику своих исследо­ваний. В сферу внимания сотрудников лаборатории вошло рассмотрение со­става учащихся младших классов специальной школы для умственно отсталых детей. С группой психологов (Г. М. Дульнев, Б. И. Пинский, М. П. Феофанов) было осуществлено лонгитюдное изучение индивидуальных и типологических особенностей учеников, прослежено их продвижение и проанализированы полученные данные.

Результаты проведенных исследований позволили ученым поставить вопрос о необходимости разрабатывать дифференциальную диагно­стику, направленную на своевременное отделение умственно отсталых детей от социально и педагогически запущенных и характеризующихся задержкой психического развития, а также от имеющих специфические речевые и сенсор­ные отклонения.

В эти же годы под руководством Л. В. Занкова проходило изучение психо­лого-педагогической проблемы взаимодействия слова учителя и средств на­глядности при организации процесса обучения и воспитания умственно отста­лых детей в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (Б. И. Пинский, В. Г. Петрова).

Другая группа психологов института, руководимая И. М. Соловьевым, исследовала мыслительную деятельность и эмоции умственно отсталых школь­ников (М. В. Зверева,А. И. Липкина, Э. А. Евлахова). Они рассматривали, как учащиеся анализируют, сравнивают, обобщают реальные предметы, их изоб­ражения, как воспринимают и понимают сюжетные картины и эмоциональные состояния изображенных на них людей, как решают арифметические задачи. Особый интерес у И. М. Соловьева вызывал процесс сравнения, рассмотрению которого он посвятил книгу «Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей».

В последующие годы, когда лабораторией руководила Ж. И. Шиф, продол­жилось изучение проблем, ранее привлекавших к себе внимание исследова­телей, – мышления, речи, памяти, зрительного восприятия (Ж. И. Шиф, В. Г. Петрова, И. В. Белякова, В. А. Сумарокова и др.), а также стали проводиться исследования личностных особенностей умственно отсталых детей.

Проблеме личности уделялось особое внимание, поскольку в предыдущие годы рассматривалась преимущественно познавательная деятельность этой категории детей. Результаты исследований легли в основу ряда книг: «Особенности ум­ственного развития учащихся вспомогательной школы», под ред. Ж. И. Шиф, авторы – Т. Н. Головина, В. И. Лубовский, Б. И. Пинский, В. Г. Петрова, Н. Г. Морозова и др. (1965).; «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» В. Г. Петровой (1977); «Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе», под ред. Ж. И. Шиф, Т. Н. Головиной, В. Г. Петровой (1980). В одной из статей, помещенных в ней, обобщенно представлены мате­риалы, освещающие сложнейшую проблему личностного развития умственно отсталых учеников, о которой длительное время не появлялось в печати почти никаких материалов.

Было осуществлено разностороннее рассмотрение особенностей деятель­ ности учащихся специальной школы VIII вида. Отдельно был выделен вопрос о соотношении практической и умственной деятельности детей-олигофренов (В. Г. Петрова). Особенно тщательно изучалась трудовая деятельность и ее влия­ ние на формирование положительных черт личности умственно отсталых уче­ ников (Г. М. Дульнев, Б. И. Пинский).

Многочисленные материалы исследова­ний представлены в книгах: «Основы трудового обучения во вспомогательной школе» Г. М. Дульнева (1969), «Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников» Б. И. Пинского (1962), «Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов» В. Г. Петровой (1969).

Определенное место стало занимать изучение интересов умственно отста­лых дошкольников (Н. Г. Морозова). Исследователей интересовало эмоциональное и эстетическое развитие умственно отсталых детей, их изобразительная деятельность, становление у учеников пространственного анализа и синтеза (Т. Н. Головина). Полученные результаты опубликованы в книгах Т. Н. Головиной «Эстетическое воспитание во вспомогательной школе» (1972) и «Изобразительная деятельность учащих­ся вспомогательной школы» (1974).

В 1960-е и более поздние годы серьезное внимание уделялось широкой пропаганде знаний об особенностях психики умственно отсталых детей, о воз­можностях их развития. В специальных (коррекционных) общеобразователь­ных школах VIII вида организовывались семинары, на которых учителя анали­зировали содержание вышедших книг и статей, опубликованных в журнале

«Дефектология», сообщали о результатах выполненных ими наблюдений и не­сложных экспериментов. В программах систематически проводившихся Научных сессий и Педагогических чтений определенное место занимали доклады на психологические темы, представляемые не только научными сотрудниками и преподавателями дефектологических факультетов, но и работниками специальных школ.

В течение 1975– 1997 гг. лаборатория, руководимая В. Г. Петровой, разра­батывала принятый ранее круг проблем. Однако исследовались и новые вопро­сы: велось изучение умственно отсталых подростков с трудностями поведения (Г. Г. Запрягаев), изучались проблемы внимания (С. В. Лиепинь), работоспособ­ности (О. В. Романенко).

За это время были подготовлены и опубликованы пять сборников статей: «Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомога­тельной школы» (1980), «Роль обучения в развитии психики детей-олигофре­нов» (1981), «Психологический анализ дифференцированного подхода при обу­чении умственно отсталых школьников» (1986), «Исследование познаватель­ных процессов детей-олигофренов» (1987), «Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей» (1993). В 1994 г. вышла в свет «Психология умственно отсталого школьника» под ред. В. Г. Пет­ровой. В ее написании принимали участие все сотрудники лаборатории, а так­же привлекались специалисты из других учреждений.

Кроме сотрудников лаборатории в Институте дефектологии проблемами психологии умственно отсталых детей занимались психологи других подразде­лений. Изучались особенности интересов и их формирование у учеников спе­циальной (коррекционной) школы VIII вида (Н. Г. Морозова и ее сотрудники). Была разработана получившая признание специалистов классификация детей-олигофренов (М. С. Певзнер).

Проводилось многоаспектное исследование высшей нервной деятельности умственно отсталых детей различных возрастов, результаты которого послужи­ли теоретической базой для новых шагов в рассмотрении проблемы умствен­ной отсталости, а также для обоснования нейропсихологического обследова­ния дошкольников и школьников, что имело большое значение для совершен­ствования отбора учеников в школу для умственно отсталых детей.

Напомним, что тестовое обследование детей многие годы в России не проводилось. Определенное внимание уделялось изучению речи и памяти учащихся (А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, А. И. Мещеряков, Н. П. Парамонова, Е. Н. Марциновская и др.).

В поле зрения исследователей находилась и проблема дифференциаль­ной диагностики, отграничения умственной отсталости от задержки психическо­го развития и других, внешне сходных с олигофренией проявлений (Т. А. Вла­сова, В. И. Лубовский).

Проблемы умственной отсталости интересовали ученых, работавших в других учреждениях Москвы. Так, исследовались особенности внимания уча­щихся (И. Л. Баскакова), возможности их интеграции в окружающую социаль­ную среду (И. А. Коробейников). С. Я. Рубинштейн обобщила имеющиеся све­дения о психологических особенностях умственно отсталых школьников, пред­ставив их в учебном пособии для студентов «Психология умственно отсталого школьника».

В других городах России изучалось формирование у школьников различ­ ных свойств мыслительной деятельности (Ю. Т. Матасов), развитие у них вер­ бального общения (О. К. Агавелян).

Ряд работ, имеющих существенное значение для становления олигофре­нопсихологии, был выполнен психологами республик, ранее входивших в Со­ етский Союз. Эти специалисты пристально изучали осязательное восприятие умственно отсталых учащихся (Р. Каффеманас), своеобразие памяти и внима­ния детей, различающихся структурой дефекта (А. В. Григонис, С. В. Лиепинь), развитие мышления (Н. М. Стадненко, Т. А. Процко), понимание учащимися различным образом сформулированных заданий, формирование положитель­ных черт личности у школьников (Ж. И. Намазбаева).

Таким образом, развитие психологии умственно отсталого ребенка как осо­бой отрасли психологической науки шло в различных направлениях. Расширял­ся возрастной контингент испытуемых за счет привлечения детей дошкольного возраста. Становилась более разнообразной тематика исследований.

Усилия психологов направлялись прежде всего на изучение личностных особенностей детей, их эстетического развития, на установление возможностей их интегра­ции в окружающую среду, на разработку проблем практической и трудовой дея­тельности, дифференциальной диагностики, вопросов психологической службы в специальных учебных заведениях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)