Исторические предпосылки становления организации государственной власти в Испании

Королевство Испания – Испания – государство на юго-западе Европы, занимает большую часть Пиренейского полуострова. Население государства составляет примерно 46,5 млн. чел. и по данному показателю Испания занимает 29-е место в мире.

За 2014 г. ВВП (паритет покупательной способности) составляет 1,425 трлн. долл. США (14-е место), что на душу населения составляет 30,6 тыс. долл. США (33-е место); ВВП (номинал) составляет 1,415 трлн. долл. США (13-е место), что на душу населения составляет 30,4 тыс. долл. США (28-е место). Испания имеет очень высокий индекс развития человеческого капитала, составляющий 0,869 и занимает по данному показателю 27-е место в мире.

Испания является наследницей длительных традиций конституционного развития, отсчитываемых с 1808 г. (или 1812 г.). По количеству конституций, актов конституционного характера с Испанией на континенте успешно может поспорить лишь Франция. Испания не избежала авторитарного господства во второй и третьей четверти XX в. Ныне она является демократической монархией со сложившейся конституционной культурой.

В начале XIX в. Испания, как и многие другие европейские страны, подпадает под влияние наполеоновской Франции. Конституция 1808 г. была принята и утверждена Жозефом Наполеоном после того, как королевская семья была “вызвана” во Францию, а Национальная хунта, представлявшая часть “офранцуженных” испанцев, заслушала и одобрила ее проект, представленный Наполеоном I на заседании в городе Байоне.

Конституция учреждала монархию со следующей системой государственных органов: Король, министры, Сенат, обладающий чрезвычайными полномочиями при угрозе государству и наблюдающий за соблюдением личной свободы и свободы печати, Государственный совет, обсуждающий и составляющий проекты изменений в законы, а также рассматривающий споры о компетенции в сфере юрисдикции, управления и по вызову в суд должностных лиц, сословно-представительные Кортесы, Суды.

В условиях национально-освободительной войны Генеральные и чрезвычайные кортесы как учредительный орган, собравшись на острове Леон, Декретом от 24 сентября 1810 г. признали, что национальный суверенитет принадлежит Кортесам, депутаты которых представляют испанскую Нацию.

Кортесы признали и провозгласили своим единственным законным королем сеньора дона Фернандо VII Бурбона, присягнули ему и объявили недействительным его отречение от престола в пользу Наполеона.

Для разработки новой конституции в декабре 1810 г. была создана специальная комиссия. Проект новой конституции был представлен кортесам в августе 1811 г. 18 марта 1812 г. текст конституции с внесенными поправками был зачитан на открытом заседании кортесов и подписан депутатами, а на следующий день был промульгирован Фернандо VII.

“Кадисская” Конституция от 18 марта 1812 г. провозглашала целью правительства счастье Нации, поскольку цель всякого политического общества есть не что иное, как благополучие индивидов, его составляющих, и учреждала Испанию ограниченной наследственной монархией.

Законодательную власть осуществляют однопалатные Кортесы совместно с Королем, исполнительная власть вверяется Королю, а право применять законы в гражданских и уголовных делах принадлежит трибуналам (ст. ст. 13 – 17). Государственный совет является единственным совещательным органом при Короле, к мнению которого он прислушивается при решении серьезных государственных дел.

29 сентября 1833 г. умер Фернандо VII. Началась борьба за престол между сторонниками Дона Карлоса и Марии Кристины – королевы-правительницы, регентши законной наследницы престола Изабеллы II.

Результатом стало появление Королевского статута о созыве Генеральных кортесов Королевства от 10 апреля 1834 г., которым Королева-правительница, желая восстановить действие Основных законов монархии в части правил, предусмотренных для случаев нахождения на престоле несовершеннолетнего монарха, от имени своей дочери Изабеллы, решила созвать Генеральные кортесы Королевства, которые отныне состоят из двух палат: Палаты пэров Королевства и Палаты депутатов Королевства (ст. ст. 1 – 2, 46 – 47).

После восстания гарнизона в королевской резиденции Мария Кристина декретом объявила о созыве учредительных кортесов. В итоге было принято решение пересмотреть текст Конституции 1812 г., уменьшив его объем, создав двухпалатные Кортесы, состоящие из Сената и Конгресса депутатов, увеличив полномочия короны, введя прямые выборы и возможность переизбрания депутатов. Конституция от 18 июня 1837 г. была принята кортесами и одобрена королевой-правительницей от имени Изабеллы.

Политика королевы-правительницы вызвала недовольство в стране и повлекла ее отречение от регентства. Последующие события привели к тому, что 8 ноября 1843 г. 13-летняя Изабелла II была провозглашена совершеннолетней, а через два дня принесла клятву Кортесам. Было принято решение внести некоторые изменения в текст акта 1837 г., в т.ч. связанные со статусом Сената. Королева Изабелла II подписала Конституцию 23 мая 1845 г. Впоследствии в акт 1845 г. изменения вносились трижды (в 1856, 1857, 1864 гг.).

Интересно
Конституция, принятая Учредительными кортесами от имени испанской нации 1 июня 1869 г., появилась в результате революции 1868 г., когда королева Изабелла II бежала с территории Испании.

Конституция провозглашала, что суверенитет принадлежит Нации, от которой исходят все власти, и учреждала монархическую форму правления испанской Нации. Законодательная власть осуществляется Кортесами, состоящими из двух законодательных палат: Сената и Конгресса.

Король санкционирует и промульгирует законы. Исполнительная власть вверяется Королю, он осуществляет ее посредством министров. Судам вверяется судебная власть. Управление местными делами населенных пунктов и провинций осуществляется соответствующими аюнтамьентами и провинциальными депутациями (ст. ст. 31 – 37).

В связи с тем что Изабелла II покинула Испанию, встал вопрос о новом короле. На основе закона от 8 июня 1870 г. о выборах короля на испанский престол был избран Амадео I, представитель Савойской династии, правивший до своего отречения 11 февраля 1873 г. Учредительные кортесы 8 июня 1873 г. провозгласили Испанию “демократической федеративной республикой”, которой она пробыла чуть меньше года. Разработанному проекту республиканской конституции не суждено было быть принятым. 3 января 1874 г. произошел очередной государственный переворот.

В начале 1875 г. Альфонсо XII – сын Изабеллы II, в пользу которого она отреклась от престола в 1870 г., прибыл в Испанию, чем завершился процесс реставрации монархии. Встал вопрос о новой конституции, проект которой был принят конгрессом депутатов и сенатом, и 30 июня 1876 г. подписан Альфонсо XII.

Согласно Конституции, законодательную власть осуществляют двухпалатные Кортесы, состоящие из Сената и Конгресса депутатов, и Король, исполнительная власть осуществляется Королем посредством министров, а суды осуществляют правосудие. Конституция 1876 г. действовала до 1923 г., когда случился очередной государственный переворот и король Альфонсо XIII передал всю полноту власти М. Примо де Ривера, “правившему” вплоть до 1930 г.

В 1931 г. была провозглашена (вторая) республика. Новая конституция была принята Учредительными кортесами 9 декабря 1931 г. Конституция учреждала Испанию как демократическую республику.

Власть всех органов исходит от народа (ст. 1). Согласно Конституции, законодательная власть осуществляется однопалатными Кортесами или Конгрессом депутатов, Президент республики является главой государства и олицетворяет Нацию, Правительство, состоящее из Председателя Совета и министров, осуществляет исполнительную власть, Суд конституционных гарантий является органом конституционного правосудия.

Вторая республика просуществовала до установления диктатуры генералом Ф. Франко. За 3 года тяжелейшей гражданской войны он постепенно сосредоточил в своей персоне функции главы государства и правительства, верховного главнокомандующего, руководителя “Испанской фаланги”, а в 1939 г. стал “каудильо, ответственным перед Богом и историей”. Конституция 1931 г. утратила свое действие.

Законами от 30 января 1938 г. и 8 августа 1939 г. глава государства приобрел законотворческие полномочия.

Законом главы государства от 17 июля 1942 г. об учреждении испанских кортесов, в целях представительства от элементов, образующих национальное сообщество, столкновения мнений в рамках единого строя, выслушивания требований, обоснованной и конструктивной критики, участия специалистов в области законодательной техники, но при этом сохраняя за главой государства его верховную власть принимать правовые нормы общего характера в соответствии с положениями законов 1938 и 1939 гг., создаются Кортесы, являющиеся эффективным инструментом сотрудничества в указанной функции, что одновременно означает самоограничение высшего института власти.

Согласно ст. 1, Кортесы являются высшим органом участия испанского народа в делах государства. Основная задача Кортесов заключается в подготовке и разработке законов без ущерба для полномочий главы государства по их утверждению.

Законом главы государства от 26 июля 1947 г. о наследовании поста главы государства, выработанным Кортесами и одобренным на народном референдуме, Испания как политическое целое объявлялось католическим, социальным и представительным государством, которое в соответствии со своей традицией провозглашает себя конституированным как королевство (ст. 1).

Тем самым учреждалась монархическая форма правления, или, по точному выражению Г.С. Гурвича, – “королевство без короля, монархия без монарха”, поскольку главой государства все же являлся Каудильо Испании и Крестового похода, Генералиссимус вооруженных сил дон Франсиско Франко Баамонде. Монарх мог вступить на престол в трех случаях: в результате смерти, недееспособности или добровольной отставки каудильо.

Согласно ст. 6 Закона, глава государства может во всякое время предложить Кортесам лицо, которое, по его мнению, должно быть призвано наследовать ему с титулом Короля или Регента. Глава государства может также представить на одобрение Кортесов предложение об отмене назначения, даже в том случае, если назначение уже было утверждено Кортесами.

Если пост главы государства окажется вакантным и наследовать этот пост будет призываться лицо, назначенное главой государства, власть от его имени примет Регентский совет, который одновременно созовет Кортесы и Совет Королевства, чтобы принять присягу и провозгласить указанное лицо Королем или Регентом (ст. 7).

Ф. Франко долго выбирал кандидата на престол. Наконец он остановил свой выбор на Хуане Карлосе де Бурбон (р. 1938), кандидатура которого была одобрена Кортесами в 1969 г.

Органическим законом государства от 1 января 1967 г., в соответствии с мнением испанского народа, непосредственно выраженным на национальном референдуме, подтвердив действие всех основных законов, принятых ранее, завершилась институционализация авторитарного государственного механизма.

Согласно ст. 1, Испанское государство, реконституированное в королевство, является верховным институтом национальной общности. Государство осуществляет суверенитет посредством своих органов. Закон провозглашал, что институциональная система испанского государства соответствует принципам единства власти и координации функций (п. 2 ст. 2).

Систему органов на основе Органического закона составляли:

  • глава государства – верховный представитель Нации, Каудильо Испании, воплощающий национальный суверенитет и осуществляющий высшую политическую и административную власть;
  • Наследник Престола, осуществляющий функции главы государства во время его отсутствия в пределах национальной территории или в случае его болезни;
  • Совет министров, состоящий из Председателя Правительства, заместителя или заместителей Председателя и министров;
  • Администрация;
  • два ее консультативных органа – Государственный совет и Совет национальной экономики; Счетная палата, осуществляющая фискальную функцию;
  • Национальный совет как коллегиальный представитель Движения; суды и прокуратура.

20 ноября 1975 г. Ф. Франко умер, а через два дня, в соответствии с законом о наследовании поста главы государства, Хуан Карлос был приведен к присяге и объявлен Королем.

4 января 1977 г., после консультации с Нацией и утверждением большинством голосов на референдуме, проведенном 15 декабря 1976 г., Король промульгировал Закон о политической реформе. Согласно ст. 1 Закона, демократия в испанском государстве базируется на принципе верховенства закона, выражения суверенной воли народа. Право вырабатывать и утверждать законы принадлежит Кортесам, состоящим из Конгресса депутатов и Сената.

Король санкционирует и промульгирует законы. Согласно ст. 3 Закона, инициатива конституционной реформы принадлежит Правительству, Конгрессу депутатов. Конституционная реформа должна быть одобрена абсолютным большинством членов Конгресса и Сената. Король до санкционирования закона о конституционной реформе должен направить его проект на национальный референдум.

Созванный на основе данного закона Конгресс депутатов сформировал конституционную комиссию для разработки проекта новой Конституции. Проект был утвержден Кортесами 31 октября 1978 г., 6 декабря 1978 г. был одобрен на референдуме, 27 декабря 1978 г. промульгирован Хуаном Карлосом, а 29 декабря 1978 г. был опубликован и вступил в силу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)