Источники экологического права

1. Источники права
2. Правовые нормы

Под источниками экологического права подразумеваются формы его внешнего выражения – нормативные акты, принятые уполномоченными на то органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.

Конституция РФ – главный источник экологического права. В Конституция РФ прописаны, все главные требования и полномочия, основы конституционного строя, права и свободы человека, а также гражданина, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. Поэтому главное для экологического права то, что в Конституции имеются основополагающие принципы, показывающие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.

Экологических отношений определены наиважнейшим фактором в нашей жизни. В ст. 2 Конституции РФ прописано, что человек, его права, а также свободы определяются высшей ценностью. Человек должен ценить и охранять природу, а природа в ответ будет отдавать человеку всю себя. Таким образом признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый, согласно ст. 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст. 9 Конституции, предназначен и находятся под охраной в Российской Федерации, как основная часть жизни и деятельности народов, находящихся на соответствующей территории, при этом данные природные объекты,  должны находиться в частной, государственной, муниципальной, а также других формах собственности. Собственники, таким образом  используют и охраняют ресурсы.

Поэтому, владение, пользование и распоряжение землей и иными природными ресурсами осуществляются непосредственно их собственниками свободно, если это не приносит  ущерба окружающей среде и не превышает прав и законных интересов иных лиц. Предъявлено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Важное значение, правового регулирования экологических взаимоотношений имеют и конституционные положения, касающиеся разделения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в п. «д» статьи 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации, а также ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо сохраняемые природные территории, защита памятников истории и культуры.

Определенно также, что по предметам совместного ведения печатаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Поэтому субъекты Российской Федерации вправе предлагать собственное правовое регулирование (ст. 76 Конституции РФ). Но законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам.

Существующие противоречия действуют на  федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. Противоречия обговариваются за счет закона и должны соблюдаться, что бы не навредить. В виду этого противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, созданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Таким образом, нормы Конституции устанавливают: экологические права и обязанности граждан РФ (ст. 42, 58); право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, 36); компетенцию государственных органов в сфере природопользования и защиты окружающей природной среды (ст. 71, 72, 114). Конституция бережет и права собственников и природной среды. Сегодняшняя Конституция Российской Федерации создала легитимную основу российской государственности, заложила новую систему отношений между центром и регионами.

Большущая роль в создании экологических отношений отводится федеральным законам, а также актам высшей юридической силы, срок которых распределяется на всю территорию РФ. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должен быть основополагающим в системе экологического законодательства. Закон распостраняется на всей территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

В законе активированы нормы, касающиеся прав граждан на незагрязненную и благоприятную окружающую природную среду; экономического механизма защиты окружающей среды; нормирования качества окружающей среды; государственной экологической экспертизы; экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

Отношения, развивающиеся в области защиты и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются земельным, водным и иными отраслями законодательства. Законодательные источники экологического права подразделяются на кодифицированные законодательные акты, а так же иные экологические законы.

Таким образом, к первоначальным относятся Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации. Эти кодексы пред написаны актами отраслевой кодификации экологического права. Вторая группа – это упомянутый закон «Об охране окружающей среды», Федеральные законы «О недрах», «О животном мире», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», а также некоторые другие. Кроме того, к источникам экологического права относятся акты других отраслей законодательства, если они имеют правовые нормы, непосредственно затрагивающие экологические отношения.

Правовые нормы, определяющие ответственность за нарушение экологического законодательства содержатся в Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и др.Важное место занимают международные договоры, которые подробно изучаются в специальной части курса экологического права, а также в рамках международного публичного права.

Мы контакте

Пишите. Задавайте вопросы

Мы принимаем

Рассчитать стоимость