Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека

Значимость систем управления в достижении целей и решении задач, стоящих перед организациями, нельзя переоценить, а значит, специалисты в области менеджмента должны обладать знаниями, умениями и навыками их исследования.

Квалифицированно прове­денные исследовательские способствуют развитию теории и прак­тики построения новых и совершенствования действующих СУ, создают условия их более эффективного функционирования в дальнейшем.

Дисциплина «Исследование систем управления» — одна из ос­новных для студентов, обучающихся по специальности «Ме­неджмент организации». Она основывается на материалах курсов «Менеджмент», «Статистика», «Информационные системы управ­ления», «Экономико-математические методы и модели» и ряде других, являясь базой для усвоения специальных дисциплин соот­ветствующих специальностей, а также для ряда элективных дис­циплин. Кроме того, учебную дисциплину «Исследование систем управления» непосредственно или основные ее вопросы в рамках других дисциплин наряду со студентами вузов изучают почти во всей системе повышения квалификации и послевузовского обра­зования.

Предметом данной дисциплины выступают процессы исследо­вания СУ, их подсистем и элементов применительно к организа­циям различного иерархического уровня материальных и немате­риальных отраслей национального хозяйства.

Цель изучения учебной дисциплины – вооружение студен­тов знаниями, умениями и навыками проведения, планирования и организации исследований систем управления.

Сфера использования знаний, умений и навыков по осуществле­нию исследований СУ может распространяться на сферы матери­альных и нематериальных отраслей национальной экономики.

Приобретение студентами и слушателями соответствующих знаний, умений и навыков должно позволить им на достаточно высоком научно-методическом уровне исследовать различные действующие СУ и совершенствовать их применительно к усло­виям рыночных отношений и конкуренции.

Исследователя СУ, ученого можно сравнить с переводчиком. Он переводит скрытые «записи» управленческих процессов в сис­теме, имеющиеся в них связи, отношения на доступный и понят­ный всем язык, определяет, казалось бы, известные многим пути совершенствования СУ. Потом выясняется, что об этих процессах все знали, но вот только не могли сформулировать их цели, зада­чи, использовать нужные формулы, установить закономерности, что­бы принимать правильные решения. В связи с этим исследователь должен знать как предмет исследования, так и его объект.

Для обоснования необходимости наличия у исследователей знаний, профессионализма, компетентности и достаточного понимания процес­сов, происходящих как в объекте в целом, так и непосредственно в сис­теме управления, можно привести цитату из письма лауреата Нобелев­ской премии Л. Капицы И. Сталину о Л. Берии при назначении послед­него руководителем атомного проекта: «Дирижер должен не только ма­хать палочкой, но и понимать партитуру». Действительно, проводить исследования в той или иной области знаний должен специалист, а не дилетант.

Никому в голову не придет назначать капитаном океанского корабля бухгалтера, торгового работника по закупке топлива, продо­вольствия или финансиста по привлечению инвестиций или кредитов, хотя и ему требуются знания по бухучету и анализу хозяйственной дея­тельности, приобретению припасов в портах и т.п. И все-таки прежде всего капитан должен быть отличным специалистом по судовождению, навигации и корабельной механике. Это относится не только к иссле­дованиям конкретных систем, но и к управлению организациями во­обще.

Учебник подготовлен в полном соответствии с программой одно­именной дисциплины, изучение которой предусмотрено Государст­венным образовательным стандартом.

При этом программа учитывает все дидактические единицы обязательного минимума программы, при­веденные в Государственном образовательном стандарте специальности «Менеджмент организации» и некоторых других, а именно:

  • исследования и их роль в научной и практической деятельно­сти человека;
  • объект и предмет исследования;
  • практическая формула диалектического подхода к исследованию;
  • системный анализ в исследовании управления;
  • разработка гипотезы и концепции исследования системы управления;
  • функциональная роль исследования в развитии систем управ­ления;
  • логический аппарат исследования систем управления;
  • приемы анализа и обоснования;
  • состав и выбор методов исследования систем управления;
  • исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования;
  • диагностика систем управления;
  • параметрическое исследование;
  • факторный анализ систем управления;
  • социологические исследования систем управления;
  • экспертные оценки в исследовании систем управления;
  • рефлексионное исследование систем управления;
  • тестирование в исследовании систем управления;
  • планирование процесса исследования систем управления;
  • организация процесса исследования систем управления;
  • научная и практическая эффективность исследования.

Учебник содержит два раздела: первый методологический, а второй — методический.

Все вопросы учебника рассматриваются применительно к системам управления организаций, а органи­зация рассматривается как определенная целостность, пред­ставляющая собой, как правило, социально-экономическую хо­зяйственную систему. В связи с этим при изложении некоторых вопросов вместо термина «организация» будет использоваться термин «предприятие», который иногда оказывается более по­нятным, так как по содержанию текста порой трудно различить о чем идет речь: об организации как о структуре или о функции.

Та­кая подмена терминов («организации» — «предприятие») вполне обоснованна, поскольку в соответствии с действующим ныне Гра­жданским кодексом РФ эти понятия достаточно близки и во мно­гом тождественны.

Подтверждением может служить содержание ст. 132 ГК РФ, где указано:

  • Предприятием как объектом прав призна­ется имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как иму­щественный комплекс признается недвижимостью.
  • Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, вклю­чая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвен­тарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не пре­дусмотрено законом или договором».

Все главы разделов учебника включает вопросы и задания для закрепления изученного материала учебника по проблемам иссле­дования систем управления.

В качестве примера практического применения методологиче­ских и методических положений исследования СУ избрана наибо­лее важная и приоритетная подсистема — целевая подсистема УК. Она наиболее типична для рыночных отношений, поскольку реально оп­ределяет эффективность всего производственно-хозяйственного меха­низма любой организации.

При подготовке учебника широко использовались различные литературные и периодические издания, законодательные и подза­конные акты, стандарты различного статуса (международные, СНГ, ГОСТ Р, СТП), нормативно-методические и нормативно-технические документы и другие материалы, связанные с исследованием систем управления.

Автор будет благодарен всем, кто сочтет возможным и целесо­образным дать свои замечания и предложения, способствующие более глубокому изучению материала данного учебника.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)