Исследование коррупции

В 1998 г. Фонд “Общественное мнение” провел социологический опрос с целью выяснить, что думают россияне о коррупции и коррупционерах.

Респонденты назвали следующие действия, совершаемые коррупционерами:

  • взятки (взяточничество, взяточники), подкуп, продажность – 25%;
  • воровство (воруют, разворовывают и др.), кражи (крадут, обкрадывают), хищения (тащат, растаскивают) – 17%;
  • махинации, присвоение (присваивают, прикарманивают, набивают карман и др.), обогащение (обогащаются, наживаются) – 9%;
  • грабеж (грабят, ограбление) – 3%;
  • убийства (убивают) – 2%.

Чаще всего опрошенные высказывали обвинение в нечестном и незаконном личном обогащении. Но многие респонденты не разграничивают собственно коррупцию, т.е. использование в стяжательских целях своего служебного положения (взятки, подкуп и др.), и экономические преступления в целом (воровство, махинации, набивают карман и др.).

Реже смысл понятия “коррупция” чрезмерно расширен за счет отнесения к нему разного рода насильственных действий, вплоть до заказных убийств. Подобное расширение смысла слова можно объяснить существованием устойчивогоотрицательного стереотипа коррупционера.

Респонденты назвали следующие категории работников, среди которых чаще всего встречаются коррупционеры:

  • руководители (руководство, руководящие), начальство (начальники), директора, администрация, управленцы – 19%;
  • чиновники (служащие, должностные лица) – 13%;
  • власть (власти) – 13%;
  • высшие (верхние, высокие, вышестоящие, высокопоставленные), верхушка (верхи) – 11%;
  • все (вся, везде) – 11%;
  • банкиры (банки, банковские), финансисты (финансы, финансовые), бизнесмены (бизнес, предприниматели), коммерсанты (коммерция, коммерческие), торговля, новые русские – 11%;
  • милиция (милиционеры, МВД), правоохранительные органы (налоговые – служба, инспекция, органы и др., налоговики, ГАИ, таможня) – 8%.

Отвечая на вопрос о среде, где чаще всего встречаются коррупционеры, опрошенные называют прежде всего руководителей разных рангов, чиновников и властные структуры, а не представителей частного капитала, которые тоже упоминаются, но заметно реже.

Значительная часть респондентов полагает, что коррупция приобрела в современной России угрожающий размах, пронизав собой все уровни социальной структуры.

Согласно наиболее распространенным представлениям, коррупционер – это продажный человек, берущий взятки, занимающийся воровством, хищениями, махинациями в целях своего обогащения.

Программа исследования, проведенного в 2002 г., предусматривала анкетирование 292 сотрудников органов внутренних дел Приморского края и 123 курсантов выпускных курсов учебного заведения МВД России, а также выяснение путем телефонного интервьюирования мнения населения (400 человек) по вопросам коррумпированности органов внутренних дел.

Три группы опрашиваемых были необходимы для того, чтобы оценить степень распространенности коррупции в правоохранительных органах с двух сторон: изнутри (опросы самих сотрудников правоохранительных органов и курсантов специализированного учебного заведения) и взгляд со стороны (опросы населения).

Как видим, примерно половина опрошенных сотрудников ОВД и населения (53,7% и 50,5% соответственно) полагают, что Россия одна из самых коррумпированных стран в мире. Термин “коррупция”, как показало проведенное исследование, понимается респондентами по-разному.

Население ассоциирует это понятие чаще всего с взяткой, сращиванием правоохранительных органов с криминалитетом, продажностью представителей власти. Эксперты – сотрудники органов внутренних дел и курсанты воспринимают зачастую этот термин с представлениями о взятке, должностном злоупотреблении, мафиозности должностных лиц.

Большинство опрошенных сотрудников ОВД из числа следователей и сотрудников оперативных подразделений не сумели объяснить: что такое коррупционное преступление и отличается ли оно от должностного преступления.

Показательно распределение ответов на последний вопрос в таблице: “Достойна ли порицания коррумпированность сотрудников органов внутренних дел?”. Лишь 18,3% экспертов из числа сотрудников ОВД ответили на него утвердительно.

65,8% респондентов считают, что коррумпированность сотрудников ОВД порицать не следует. Ещё 15,9% отвечавших воздержались от ответа, постеснявшись, по-видимому, сказать “нет”. У респондентов из числа курсантов и населения – иное мнение.

“Коррумпированность сотрудников органов внутренних дел достойна порицания” – полагают 61,0% опрошенных граждан и 51,7% курсантов. Но есть и такие эксперты, кто ответил на поставленный вопрос отрицательно: 23,3% курсантов и 33,5% граждан.

На вопрос: “Считаете ли Вы ОВД наиболее коррумпированными из числа правоохранительных органов?” ответы респондентов распались на две группы. Так, подавляющее большинство опрошенных граждан (83,5%) считают органы внутренних дел наиболее коррумпированными из правоохранительных органов.

Лишь 11,2% опрошенного населения дают на поставленный вопрос отрицательный ответ, а 5,3% респондентов этой группы затрудняются в ответе на него. Иным образом распределились ответы сотрудников ОВД и курсантов: лишь около половины из отвечавших (48,6% и 51,7% соответственно) дали положительный ответ.

20,3% сотрудников ОВД и 30,8% курсантов не согласны с тем, что органы внутренних дел наиболее коррумпированы из правоохранительных органов. Такой разброс мнений населения и милиционеров можно объяснить, как нам представляется, тем, что сотрудники ОВД и курсанты лукавили и таким образом “защищали честь мундира”.

В подтверждении этого предположения свидетельствует и большое число респондентов, которые, скорее всего, уклонились от ответа, сказав “затрудняюсь ответить”: 31,1% сотрудников ОВД и 17,5% курсантов.

Согласно социологическим опросам, первое почетное место по коррупции держат милиционеры и таможенники, второе – судьи и прокуроры и только третье – высшие федеральные органы власти, а где-то в хвосте плетутся армия, Православная церковь и профсоюзы.

Мнения по поводу готовности власти воевать с этим злом разделились. Одни (32 процента) считают, что руководство страны бороться хочет, но не может. Другие (29 процентов) – что может, но не хочет.

Идеалистический взгляд на руководящую потенцию (и хочет, и может) выразили всего 8 процентов опрошенных, саркастический (не может и уже не хочет) – 21 процент.

Между тем эксперты из организаций с мировым именем определили, что российские коррупционеры просто купаются в деньгах, поскольку в год получают в общей сложности от 30 до 33 млрд долларов и при этом чувствуют себя в безопасности.

Фондом “Общественное мнение” в 1999 г. был проведен опрос общественного мнения на тему “О коррупции местных чиновников”. На вопрос “Иногда говорят, что многие чиновники в местных органах власти коррумпированы, злоупотребляют служебным положением, используют его в личных целях.

По Вашему мнению, там, где Вы живете, есть такое явление?” 81% населения России ответил положительно, 7% – отрицательно, 12% – затруднились ответить.

С января 2002 г. в России осуществляется самый крупный и претенциозный исследовательский проект по изучению коррупции – “Индексы коррупции в российских регионах”.

Многие методы, примененные в исследовании, разрабатывались специально для масштабного проекта – ведь по количеству вовлеченных в него субъектов Федерации, как и по числу опрошенных в рамках социологического опроса респондентов, такое исследование коррупции стало беспрецедентным: оно охватило 5666 граждан и 1838 предпринимателей, представлявших малый и средний бизнес в 40 регионах страны.

Авторы проекта рассматривали коррупцию в общем смысле можно рассматривать как меру социальной неэффективности, в конкретном – как набор универсальных стратегий поведения больших социальных групп.

Первая из них – <захват государства>: попытка установить теневой контроль за принятием властных решений. Вторая стратегия – <захват бизнеса>: власть в лице своих представителей или даже организаций стремится обеспечить теневой контроль над экономикой.

Для государственных служащих взятка является источником дополнительного дохода. Для обычного гражданина взятка, даваемая чиновнику, – это единственное средство заставить власть служить обществу.

Для бизнесмена коррупция – это способ экспорта рыночных отношений в те сферы, где им нет места, и одновременно средство подавить. Для политика коррупция – это важнейший инструмент политической борьбы.

Следствием высокой коррупции в России является низкий показатель ВВП на душу населения. Россия оказывается самой благополучной из стран с таким же уровнем коррупции, как у нее, и самой коррумпированной из стран с тем же уровнем ВВП на душу населения.

При определении ряда показателей, в том числе – связанных с объемами коррупционных рынков, использовались методы, применявшиеся ранее в исследовании Фонда ИНДЕМ “Диагностика российской коррупции”, обнародованном в мае 2002 г.

Для остальных показателей разработаны новые методы. При этом ставилась задача разработки таких числовых индикаторов, которые давали бы возможность сопоставимо измерять разные аспекты коррупции, а также получать сопоставимые по времени данные.

При разработке методики учитывалась не только мировая практика, но и специфичные для страны факторы. За основу взяты данные социологического исследования, в котором опрашивались те, кто становится жертвой коррупции или прибегает к ней для решения своих проблем.

Полученные рейтинги коррупции являются многомерными показателями, отражающими не только различные стороны коррупции, но и ее обобщающий рейтинг. Другой особенностью методики является учет высокой степени низовой, или бытовой, коррупции в России – то, с чем рядовые граждане сталкиваются ежедневно при решении будничных проблем.

Опрашивались не только обычные граждане, но и предприниматели, поскольку социологи стремились побольше узнать о коррупции, порождаемой взаимодействием власти и бизнеса (деловая коррупция).

По результатам проведенного исследования социологи выделили на карте страны так называемый “южный пояс” высокой коррупционной пораженности, охватывающий территорию от Ростовской области до Поволжья.

Доля граждан, хоть раз дававших взятку, наиболее высока в Ставропольском крае, далее идут Московская и Ростовская области, Краснодарский край. Явным лидером по среднему размеру взятки выступает Санкт-Петербург – 6498 руб., Москва выглядит довольно скромно (2988 руб.).

По обобщенным оценкам респондентов регионами более других пораженными коррупции признаны Краснодарский край, Саратовская область, Республика Удмуртия, Приморский край, Республика Карелия. Наименее коррумпированными сочтены Архангельская, Кемеровская, Тюменская и Ярославская области.

Несколько иная картина предстает, если обратиться к более объективным показателям, характеризующим коррупционную практику, а не ее оценку. В этом случае лидерами коррупции оказываются Московская, Нижегородская, Саратовская области, Москва, Челябинская область и Санкт-Петербург.

А в группу наименее коррумпированных попадают Республика Карелия, Ярославская, Тюменская, Архангельская и Омская области.

Статистический анализ показал, что три разновидности деловой коррупции – административная коррупция (чаще всего связанная с обычным вымогательством), захват государства (инициативная покупка бизнесом властных решений) и захват бизнеса (незаконное установление чиновниками контроля над фирмами) – взаимосвязаны.

Чем больше одна разновидность, тем, как правило, больше другие. Бытовая коррупция (т.е. коррупция в обыденной жизни) и деловая коррупция (коррупция, к которой прибегает бизнес) измерены в сопоставимых единицах.

К фактам бытовой коррупции относятся взятки за образование, лечение, оформление документов, “поборы на дорогах”. За год их количество увеличилось как минимум в полтора раза. Ежегодно российские граждане тратят на так называемые бытовые взятки врачам, инспекторам и учителям почти три миллиарда рублей.

Каждая из них определялась в годовом объеме взяток, выплачиваемых в регионе гражданами и бизнесменами соответственно, отнесенном к валовому региональному продукту. Как оказалось, по общему годовому объему взяток всех обогнала Москва – 229,8 млрд. руб.

Самый большой процент коррупции в исполнительной власти – более 95%. Достаточно сказать, что группы влияния просто покупают посты в высших эшелонах власти. Цены варьируются от 500 тысяч долларов до нескольких миллионов.

Выплаты в виде взяток, даваемых чиновникам высокого и низкого ранга, составляют, по оценкам экспертов, до 10% от суммы сделки. Говоря о политической коррупции, эксперты особо останавливались на коррупции в Государственной думе.

Они полагают, что рынок коррупционных услуг в этом органе власти уже сложился. В докладе указывается, что коррупционный доход депутата ключевого комитета может в 15-20 раз превосходить его официальный оклад.

Общий объем взяток в России оценить трудно, поскольку, во-первых, взятки даются и берутся конфиденциально, а во-вторых, потому что взятки не всегда даются и берутся деньгами, часто в качестве взяток применяются вполне легально оказываемые взаимные услуги.

Авторы доклада <Диагностика российской коррупции: социологический анализ> считают, что за понятием коррупции скрывается не только взяточничество, а целая система отношений; что общие потери от коррупции за 12 лет составили порядка 400 млрд. долларов и что 300 млрд. из них преспокойно лежат на зарубежных счетах; что никакого промышленного роста России не видать, пока она с коррупцией не справится, но стоит при этом учесть, что только лишь репрессивные меры бесполезны, мало того – чреваты дополнительными бедами.

В докладе отмечаются и особенности современной коррупции: большая распространенность традиционных денежных форм, увеличение экономической составляющей, открытость и цинизм.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)